-
Одно и то же сознание стало телом, умом, интеллектом, эмоциями, эго и нашим Я. Все, что есть в вас, создано из одного и того же сознания - точно так же как каждая волна содержит в себе только воду и ничего, кроме воды.
Шри Шри Рави Шанкар -
Как только в жизни вы становитесь жесткими - вы получаете шлепок! Проблемы, которые возникают в вашей жизни - это способ смягчить любую вашу жесткость, выравнять ее в вас. Становитесь мягче, улыбайтесь.
-
Обвиняя людей или ситуации - вы обвиняете Бога.
Шри Шри Рави Шанкар -
Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.
Будда -
Время — великий учитель. Беда в том, что оно убивает своих учеников.
Будда -
Всё, что мы есть — это результат наших собственных мыслей.
Будда -
Ты будешь наказан не за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом.
Будда -
Зло всегда возвращается к вам, как тончайшая пыль брошенная против ветра.
Будда -
Все счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим. Все страдание, которое есть в мире, происходит от желания. счастья себе.
Шантидева -
Я буду чувствовать себя хорошо, думая о хорошем в тебе, ты можешь чувствовать себя плохо, думая о плохом во мне.
Махариши Махеш Йоги -
Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.
Далай Лама -
Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.
Ганди -
Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.
Далай Лама -
Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.
Ганди -
Если у вас есть деньги и вы раздаете их людям, конечно, их у вас будет меньше. Это обыкновенная экономика. Но если у вас есть безмолвие, покой, любовь, радость, восторг — раздайте их и посмотрите, что случится. Чем больше вы раздаете это, тем больше существование изливает это в вас.
Ошо -
Я против насилия. Потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.
Ганди
Чаще всего, те, кто начинает заниматься йогой, думают, что йога делится на хатха-йогу, аштанга-йогу, кундалини-йогу, акра-йогу и другие виды, которые они могут найти в йога-студиях своего города. На самом деле, в "Бхагват-Гите", «Песне Господа» - памятнике древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, части шестой книги «Махабхараты», говорится лишь о четырех основных разновидностях йоги.
В священном тексте говорится о карма-йоге (йога деятельности), дхьяна-йоге, или аштанга-йоге (мистическая йога), джнана-йоге (йога знания) и бхакти-йоге (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения).
Согласно ведическим писаниям, человека нельзя назвать йогом до тех пор, пока его деятельность не будет направлена на восстановление взаимоотношений с Господом.
Так, в «Бхагават-Гите» говорится, что все системы йоги достигают высшей точки в бхакти-йоге, бескорыстной, экстатической преданности Кришне (Кришна – одно из имен Бога, Верховной Личности).
Верховный Господь сказал: Дорогой Уддхава, желая дать людям возможность достичь совершенства, Я создал для них три пути — путь знания, путь действия и путь преданности. Человек может возвыситься духовно только следуя одним из них.
Из этих трёх путей гьяна-йога — путь философских размышлений — предназначен для тех, кто питает отвращение к материальной жизни, а значит не привязан к обычной деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами. Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни и у кого ещё много материальных желаний, должны идти к совершенству путём карма-йоги.
Тем же, кому посчастливилось обрести веру в слушание обо Мне и воспевание Моей славы, кто не испытывает ни отвращения, ни влечения к материальной жизни, следует идти путём любви и преданности Мне и так достичь совершенства.
Шримад-Бхагаватам, 11.20.6-8
Что есть йога?
В «Йога-сутрах Патанджали» говорится, что «Йога — обуздание волнений, присущих уму».
- Йога - это феномен, феномен не однозначный и чрезвычайно обширный. Йога формировался огромные периоды времени: в доведический период, ведический, постведичний, - рассуждает Юрий Сулик, преподаватель Йога-центра "Yoga IF School", организатор Международного фестиваля йоги Carpathian Yoga Fest 2014. - Все периоды имели свои особенности: точки зрения, взгляды, время радикально отличались. Можно для примера назвать период с четвертого столетия, когда тантра становится общеиндийского модой. Через тантру передавалось много верований, которые были несовместимы с брахманичной традицией. Да и само слово йога имеет несколько десятков переводов и стало синонимом плюрализма человеческих взглядов. Это с одной стороны. С другой, прослеживая и анализируя исторические факты, мы придем к пониманию, что йога была закрытой мистической традицией. В целом, йога - это даркшана индийской философии, которую описал Патанджали. Видимо, именно «Йога сутры Патанджали» стали той квинтэссенцией йоги, еще задолго до ее систематизации.
Впервые термин «йога» встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.
- Йога, по своей сути, есть единение. Само слово «йога» происходит от санскритского слова «йудж», которое переводится как единение, союз. Йога является частью Вед. Это одна из шести частей ведического знания: правописание, фонетика, нумерология, астрология, йога, ритуаловедение, - поясняет Константин Хачатурян, сертифицированный инструктор Шри Шри Йоги международного уровня. - Существует несколько основных путей йоги: Бхакти - путь преданности и любви, Карма - путь служения, Гнана - путь знания и мудрости, Аштанга - восьмеричный путь йоги. Еше говорят о Раджа-йоге - пути дисциплины ума и тела. Все эти виды йоги являются массовыми, но на Западе прижилась, в основном, только йоговская гимнастика, которая является частью аштанга-йоги.
Чаще всего с йогой ассоциируют хатха-йогу и связывают ее с асанами – физическими упражнениями.
- Хатха-йога - это часть Аштанга-йоги. Если аштанга-йога означает комплекс дисциплин как телесных, так и умственных, тогда как хатха-йога, в основном, - только телесных, - объясняет Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». - В Кали-югу полная йога, то есть Аштанга-йога, то есть вся 8-ми ступенчатая йога, не доступна в связи с великой трудностью в ее выполненении. Особенно это касается таких пунктов, как дхьяна: требует сильного разума для того, чтобы владеть чувствами и умом, уметь погружать сознание в любую чакру, уметь управлять любыми процессами физического тела. В Кали-югу разум людей очень слаб, сознание не развито, причин тому множество. Например, деградация генофонда в связи с преждевременной беременностью: не удается открывать высшие центры (чакры) из поколения в поколения, мутация в генах в связи с плохой экологией (последние два столетия), преждевременное старение и так далее. Поэтому энергия большинства, за исключением тех, кто живет в Гималаях, или особых благочествых людей таких, как духовные учителя, не поднимается в высшие чакры, а концентрируется на выживании (марсианском ценре) и других нижчих чакрах. Поэтому и говорят, что есть хатха-йога (как утраченная аштанга-йога или то, что от нее осталось), но правильнее говорить аштанга.
Карма-йога
Йога действия, согласно которой человек активно трудиться без эгоизма во имя всеобщего блага, выполняет указы Самого Верховного Господа.
Свами Вивекананда, индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны и Миссии Рамакришны, в книге «Карма-йога» достаточно доступно описывает, что есть карма-йога:
«... Мы постоянно творим карму. Я обращаюсь к вам - это карма. Вы меня слушаете - это карма. Мы дышим — это карма. Мы ходим — это карма. Все, что мы делаем физически или духовно, есть карма, оставляющая свои отпечатки в нас.
Есть действия, которые вбирают в себя, суммируют множество действий более мелких. Когда стоишь на морском берегу, о который разбиваются с ревом волны, то ведь знаешь, что каждая волна состоит из маленьких волн, из миллионов крохотных волн. Самая крохотная волна тоже производит шум, но мы его не улавливаем. Мы слышим их тогда, когда они сливаются в одну большую. Подобным же образом каждый удар нашего сердца есть работа. Существуют действия, которые мы сознаем, и они становятся ощутимы для нас, однако состоят они из множества мелких действий. Если вы хотите реально судить о характере человека, то обращайте внимание не на его большие дела — каждый глупец может случайно стать героем. Понаблюдайте за самыми обыкновенными поступками человека, ибо именно в них проявляется настоящее величие. Великие события способны и самого низкого из людей поднять до своего уровня, но по-настоящему велик лишь тот, чье величие проявляется постоянно, кто всегда остается собой... »
На пути практики Карма-йоги поджидает немало трудностей.
- В материальном мире есть много тонких измерений, не видимых человескему глазу, эти мерности описываются в славяно-арийских ведах в Книге света. В этих измерениях души высокого уровня также могут исполнять указания самого Всевышнего, - рассказывает Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». - Что касается мира людей, то только йоги высокого уровня, которые могут общаться с Параматмой (переключать сознание в духовное измерение), также могут исполнять волю самого Всевышнего, что и есть карма-йога, деятельность ради Всевышнего. Поскольку в Кали-югу мы (люди) не обладаем таким разумом и таким благочестием, чтобы выполнять указания Господа непосредственно от Него, или от Нараяны, или от Параматмы, то мы руководствуемся принципом садху-шастра-шабда, то есть указаниями духовного учителя как представителя Бога на Земле, указаниями священных писания и наставлениями святых вайшнавов (шикша-гуру). Это принято считать за карма-йогу. Начав практиковать карма-йогу, лично я столкнулся с трудностями в контроле чувств, прошлыми низшими вкусами, привычками, с трудностями в избавлении от гордости, зависти, жадности. По мере того, как часто душа предается Богу, Бог помогает ей контролировать чувства. В Бхагавад-Гите Кришна изрекает: «Тех, кто постоянно служит или желает служить Мне с любовью и преданность, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне. Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царящую там тьму неведения светочем знания» (гл.10 т.10-11)
Почему же все действия нужно осуществлять ради Всевышнего?
Мы выяснили, что «карма» - значит «действие». Мы постоянно пребываем в действии. Чтобы разобраться, какие действия влияют на нас благотворно, а какие – нет, нужно понять, кто мы, какое место мы в этом мире занимаем и что должны сделать в это воплощение.
Многие из читателей уже уяснили урок, что человек духовен по сущности. Мы не это тело. Мы переходим из одного тела в другое, проходя процесс рождения, смерти, болезни, страдая при этом постоянно. И при этом в каждом воплощении испытываем последствия своей прошлой деятельности.
На Руси была популярна такая поговорка: «Что посеешь, то и пожнёшь». Кармическая реакция. В следующей жизни мы получаем то, что наработали (читайте «посеяли») в предыдущей. Однако причина кармической реакции — не в действии как таковом. В «Бхагават-гите» Верховный Господь объясняет это Арджуне:
Арджуна — воин, вся «Бхагават-гита», собственно, и построена на разговоре Вреховного Господа с ним. Арджуну беспокоит тот факт, что он должен участвовать в сражении против множества демоничных врагов, чтобы защитить невинных людей. Но убийство считается величайшим грехом. И это беспокоит Арджуну. Ведь если человек убивает, то, согласно кармической реакции, он сам должен быть убит. Верховная Личность объясняет Арджуне: «Бездействие не освободит тебя от рабства кармической реакции. Ты не избавишься от неё, не делая ничего. Ты всё равно должен действовать».
Как же нам действовать, не создавая никакой отрицательной реакции?
Итак, тот, кто служит Верховной Личности (Богу), кто действует для Его удовольствия, не создаёт последствий, которые ему пришлось бы испытать в будущем. Более того, он очищается от всех прошлых кармических реакций.
Гьяна-йога
Йога размышлений, согласно которой человек развивает свой интелект и философское понимание Верховного Существа.
- Гйана-йога - это, как правило, изучение Упанишад с целью понять природу Брахмана (души и Бога) и научиться отличать дух от материи, - дает определение Василий Тушкин, переводчик, лектор, магистр Бхакти-шастри, региональный представитель «Международного Института Бхактиведанты». - Гйана-йога ставит своей целью понимание постулата Ахам-брахмаасми - я есть дух отличный от тела. Философствование бывает разным. Если оно основано на шастрах, то это часть процесса преданного служения. Если основой этого философствования являются умозрительные заключения, это даже не гйана-йога, а просто произвольные блуждания ума.
Чтобы начать практиковать Гьяна-йогу, начните читать «Бхагавад-Гиту», «Шримад Бхагаватам», «Шри Чайтанья-Чаритамриту» и другие священные тексты, из которых вы сможете подчерпнуть истинные Знания.
- Если человек имеет сильный разум и достаточный запас духовного благочестия, то он, даже в этой жизни ни разу не открыв Бхагавад-Гиту или другие писания, напоминающие о Боге, будет сам себе задавать вопросы: «Откуда взялся этот мир, где его начало, когда он возник, что будет с ним в далеком будущем, есть ли Бог – создатель всего видимого и не видимого, если да - то кто Он или что Он с себя представляет, что есть сознание, что оно с себя представляет, где оно локализуется, что было со мной (с моим сознаним) до того, как я начал себя помнить как личность, что я существую, что случается с сознанием когда мы спим?», - объясняет Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». - Таких философ называют гьяни. Противоположность им – асуры (демоны).
- Гьяна йога - попытки осознать все умом. Насколько я поняла, это тяжело. Ведь в йоге мы успокаиваем ум, - делится своим опытом Наталья Щепина, студентка московской школы йоги. - Ум может понять и поверить во многое. Но это ни как не отразится на его поведении. Я знаю, есть Ньяя школа - это школа основанная на няя-сутрах (я их не читала), и как раз она пытается понять все головой. Но я бы не сказала, что пытаться понять все умом - это йога. Можно понять и увидеть через концентрацию (раджа), через служению богу (бхакти) - это йога. А просто искать истину в рассуждениях - сложно. Но! Знать не помешает. Ведь вся йога основана на знаниях и само сатвичное поведение - это поведение, основанное на знаниях! Поэтому знания - очень важны, они помогают идти по пути йоги и помогают не сбиться. Начинаешь видеть колебания своего ума, замечать движения гун, и уже не так остро на них реагируешь. И тем самым меньше отвлекающих моментов, лучше осознанность. Но само знание без действия вряд ли к чему приведет. Поэтому по мне: понимать и знать очень важно, но это не единственное необходимое для йоги. Это очень хороший помощник на этом пути.
Шри Ауробиндо, индийский философ, поэт, основоположник интегральной йоги, говорил, что на третьей стадии йогической практики йог видит Бога повсюду.
Когда гьяна-йог, развивая эмпирическое знание, достигает осознания безличного Брахмана (Абсолюта), ему кажется, что Брахман всепроникающий и неподвижный. Такой йог не сознаёт имени, формы, качеств, деятельности и атрибутов Бога. Но тот, чьим вниманием завладевают эти трансцендентные предметы, очень скоро становится на путь бхакти-йоги — путь, провозглашаемый в Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите.
Бхакти-йога
Подразумевает, главным образом, постоянное памятование о Боге, слушание о Нем из Вед, из уст истинного духовного учителя, святых, слушание и воспевание Его славы, имен, деяний, окружения, обители, постоянное вручение себя Господу, настроение непрерывного бескорыстного чистого любовного преданного служения.
- Потенция к интересу к Богу есть во всех религиях, за исключением Буддизма, но служение Богу есть только там, где руководствуются принципом шабда-садху-шастра, где шастра (веды, писания, знания, не искажались в угоду правительствам), - Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». - В связи с временем, местом и обстоятельствами, то есть с уровнем развития той или иной расы (народа) и присутствующей ей религии, люди доходят через соответствующие религи к определенному пониманию Верховной Изначальной Всесовершенной Личности и к пониманию своих отношений с Ней.
Бхакти очень редко в материальном мире. Примеры Бхакти можно узнать только из шастр (священные писания, Веды), и только в духовном мире присутствует настоящее непрерывное бхакти.
Большое внимание бхакти уделял Иисус Христос.
“Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог — в нём” (1 Ин 4:16).
Йога - связь с Верховным Живым Существом с помощью любви. Господь Иисус Христос любит Бога как своего отца и друга. Иисус говорит: «Я и Отец — одно» (От Иоанна, 10.30). Это бхакти в настроении отца и сына или друзей. Именно это единство и движет Иисусом в его служении, позволяет ему с готовностью принять столько аскез и лишений. Подобные внутренние отношения любви с Верховной Личностью, то есть бхакти, - вот настоящая духовная жизнь.
Аштанга-йога
Продвижение по духовному Пути, предложенная индийским риши Патанджали. Об аштанга-йоге мы уже писали в предыдущих материалах.
Тем не менее, напомним, что включает в себя аштанга-йога:
1) Яма - социально-этические нормы, поддержание чистоты ума, умеренность и отказ от накопления лишних вещей. Принцип ямы подразделяется на пять ветвей:
1. Ахимса (ненасилие). Человек учиться контролировать свой ум, слова и поступки и не причиняет никому вреда. При этом признаком полноценно развитой личности является умиротворение.
2. Сатья - чистота помыслов, поиск истины, адекватность в поведении, здравомыслие, правдивость.
Здравомыслие относительно материальных вопросов может выражаться в приведенных к единому знаменателю трех критериев познания истинности, а именно: мнение компетентного человека по конкретному вопросу, позиция Вед по данному вопросу, личный опыт. Относительно духовных вопросов здравомыслие может выражаться в приведении к единому знаменателю позиции Вед по конкретному вопросу, мнения святых по данному вопросу, мнения истинного духовного учителя (в большинстве случаев личный опыт просто отсутствует в связи с ограниченностью человеческого интеллекта, несовершенными чувствами, несовершенством на пути йоги, потому здравомыслием будет узнать мнение святых людей в авторитетной цепи ученической приемственности).
3. Астейам (отсутствие воровства), также означает быть искренним по отношению к себе и своим поступкам.
4. Брахмачарья (целибат). Целибатом считается отсутствие интимной связи с противоположным полом не только в поступках, но и в уме.
5. Апариграха (скромность), свои потребности необходимо свести к минимуму и не накапливать больше благ и вещей, чем необходимо для спокойной жизни.
2) Нияма - дисциплина. Практика самоочищения и умиротворения проходит как внешне, так и внутренне.
Разделяется на пять ветвей знания:
1. Чистота - важно поддерживать чистоту не только внешнюю, но и внутреннюю с помощью медитации и молитв. Отсутствие вредных привычек.
2. Тапас - распорядок дня, упорядочивание жизни и сосредоточенность.
3. Сантоша (умиротворение) - обретение покоя.
4. Изучение Вед.
5. Полное предание себя Всевышнему. Истинный йог сознает себя инструментом в руках Всевышнего, Его слугой.
3) Асана - набор различных упражнений и поз тела для обретения здоровья, энергии и устойчивости ума. Известна как хатха-йога.
4) Пранааяма - контроль дыхания. Открывает врата к состоянию глубокой медитации и полного равновесия ума.
5) Контроль чувств.
6) Полная концентрация ума.
7)Глубокая медитация. Практика непрерывного памятования о Верховном Существе.
8) Связь, общение со Всевышним в определенных взаимоотношениях с Ним.
- На мой взгляд, «Йога сутры», формируя свои 8 ступеней, начинаются с «Ямы» и «Нияма», которые являются своеобразными заповедями взаимодействия с внешним и внутренним миром, - поясняет Юрий Сулик, преподаватель Йога-центра "Yoga IF School", организатор Международного фестиваля йоги Carpathian Yoga Fest 2014. - В них в определенной степени заложено то, что понимается как «Карма-йога», то есть йога действия. Яма прописывает принципы: ненасилия, правдивости, неприсвоение чужого, содержание, неприятие даров, непривязанисть к плодам своего труда и тому подобное. Чем не Карма йога? Но, собственно, в сутрах представлена мистическая традиция, и само исполнение этих установок носят сугубо прагматических характер. В ниями заложен принцип «ИШВАРАПРАНИДХАНА», который можно дословно перевести как «любовь к Богу», смирение перед высшими силами. Снова прямая аналогия с Бхакти-йогой. То, что постулирует джнана-йога, частично пересекается с принципом «Нияма», который звучит как «СВАДХЬЯ» - самообразование, познания.
Раджа-йога
В ее основе — сосредоточение и медитация. Считают, что раджа-йога – это последние 4 ступени восьмиступенчатой аштанга-йоги Патанджали. В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог".
Свами Вивекананда в книге «Раджа-йога» писал, что «согласно учению раджа-йоги, человек - это капелька в бесконечном океане знания и силы, находящемся за пределами человеческого мира».
Если человек, не веря в себя, в свой собственный разум, слепо верит в высшую силу неких сверхъестественных существ, то это приводит к зависимости, страху, к духовному застою, суеверию и превращается в ошибочное убеждение, что человек слаб по своей природе. Наука раджа-йоги дает нам, прежде всего, способ наблюдать за нашим внутренним состоянием.
Ум – главный инструмент раджа-йоги.
Свами Вивекананда отмечает, что сила внимания, направленная вовнутрь помогает изучать ум, помогает увидеть факты, которые мы не видели или не понимали ранее. Ум — единственный наш инструмент познания. Все пользуются им для изучения и внутреннего и внешнего мира, но если необходимо детальное исследование внутреннего мира, то необходимо сосредоточиться, подобно ученому, который исследует окружающий мир. С детства большинство из нас привыкают обращать все свое внимание на окружающую действительность, не обращая пристального взгляда на самое себя. В то же время, чтобы познать себя, нужно обратить пристальный взгляд вовнутрь, заставив себя не отвлекаться на окружающие раздражители. Этому и учит раджайога.
- Мое мнение заключается в том, что Раджа йога - это тот своеобразный столб, на который мы можем опираться для познания йоги как таковой. Именно здесь представлен весь алгоритм, только в очень лаконичной форме, что не всегда способствует пониманию колоссальной глубины этого текста, - комментирует Юрий Сулик, преподаватель Йога-центра "Yoga IF School", организатор Международного фестиваля йоги Carpathian Yoga Fest 2014. - На том или ином этапе практики различие между системами нивелируются, и йога становится «единственной», знания соединяются в единое целое и транформуются из знаний в категорию «мудрости». Это я бы назвал термином «интеллектуального просветления». После него наступает переиод познания, который уже не потдается исследовательском восприятию или описанию словами.
- Раджа йога - знакомство с собой, когда ты один. Один в абсолютном смысле, один-един, там, внутри себя. Мы в большинстве вообще ничего не знаем о том себе, пока не практикуем - а оно невообразимо. Там целый мир, и мне кажется нечестным лишаться связи с этой удивительной вселенной, - делится своим опытом Лиет Шансон, практик йоги с 7-летним стажем.
Путь йога
Все процессы йоги призваны помочь человеку обрести понимание, что его истинное «я» - душа, которая стремится установить отношения с Богом. Такова, согласно ведическим писаниям, настоящая цель и настоящее определение йоги.
- Практикую все пять видов в разной степени. Если копнуть, то трудность везде одна: расхождение представлений о себе с реальным положением дел. Из этого вытекает прочее: невыполнение решений, казавшихся гранитно твердыми, погруженность в не-практику, просто лень. Без очень искреннего взгляда на себя, какое я есть, последовательность процесса невозможна, поскольку неразоблаченный многокомнатный ум превращает любую йогу в средство более изощренного самолюбования. И тогда ничего не меняется, цель - поддержание образа. Недостаток искренности - главная трудность, - считает Лиет Шансон, практик йоги с 7-летним стажем. - Для меня йога - это жизнь, чистота, осознание, сила, здоровье, мир и радость во веки веков - но кто сказал, что это нужно всем? Право на выбор священно. Начать практиковать можно с понимания, что в жизни без практики чего-то фундаментально не хватает, и что именно это недостающее дают именно эти виды йоги. А для этого нужно изучать и пробовать. После понимания "а зачем вообще мне это сдалось" начать, в принципе, нетрудно. Крайне желательно под руководством мастера, конечно. Хорошо соблюдать пропорцию между теорией и практикой, превращать знание в действие, сопровождать работу изучением. Это общие места, но они главные для начинающих.
-
- Введите ваше Имя- Введите ваш Email