Наверх

БЕСПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИЯ АЮРВЕДИЧЕСКИХ РЕЦЕПТОВ
  • ПРЯНОСТИ И СПЕЦИИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ КУЛИНАРИИ

ПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • Питание в благости, Теория и практика Аюрведической кулинарии

КРУПИЦЫ МУДРОСТИ
  • Одно и то же сознание стало телом, умом, интеллектом, эмоциями, эго и нашим Я. Все, что есть в вас, создано из одного и того же сознания - точно так же как каждая волна содержит в себе только воду и ничего, кроме воды.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Как только в жизни вы становитесь жесткими - вы получаете шлепок! Проблемы, которые возникают в вашей жизни - это способ смягчить любую вашу жесткость, выравнять ее в вас. Становитесь мягче, улыбайтесь.

  • Шри Шри Рави Шанкар
  • Обвиняя людей или ситуации - вы обвиняете Бога.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.

    Будда
  • Время — великий учитель. Беда в том, что оно убивает своих учеников.

    Будда
  • Всё, что мы есть — это результат наших собственных мыслей.

    Будда
  • Ты будешь наказан не за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом.

    Будда
  • Зло всегда возвращается к вам, как тончайшая пыль брошенная против ветра.

    Будда
  • Все счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим. Все страдание, которое есть в мире, происходит от желания. счастья себе.

    Шантидева
  • Я буду чувствовать себя хорошо, думая о хорошем в тебе, ты можешь чувствовать себя плохо, думая о плохом во мне.

    Махариши Махеш Йоги
  • Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.

    Далай Лама
  • Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.

    Ганди
  • Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

    Далай Лама
  • Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.

    Ганди
  • Если у вас есть деньги и вы раздаете их людям, конечно, их у вас будет меньше. Это обыкновенная экономика. Но если у вас есть безмолвие, покой, любовь, радость, восторг — раздайте их и посмотрите, что случится. Чем больше вы раздаете это, тем больше существование изливает это в вас.

    Ошо
  • Я против насилия. Потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.

    Ганди
Сакральная практика Сурья Намаскар (часть2)
Дата: 02 Декабря 2014 г. / Просмотров: 7238

В прошлом выпуске мы начали говорить о пользе выполнения техники Сурья намаскар. В этом материале мы рассмотрим взаимосвязь чакр, мантр и каналов нади с Сурья намаскар.

Осознание чакр

В тонком теле человека находится 7 наиболее важных психических центров, называемых чакрами. На физическом уровне они представляют различные сплетения нервов и эндокринные железы. В процессе Сурья намаскар эти точки используются для фокусирования на них ума и развития концентрации внимания. Концентрация на этих областях позволяет нам активизировать чакры и собирать в них энергию, которая ассоциируется с усилением их деятельности.


Когда мы усвоили начальную стадию практики, называемую асаны и пранаяма, мы переходим к осознанию каждой чакры в продолжение асаны. Чтобы это делать, нам нужно ясно представлять, где чакры находятся.

Муладхара – у мужчин на полпути между анусом и гениталиями, в промежности, у женщин – в точности за шейкой матки.

Свадхистана – в крестцовой области позвоночника, на копчике. Точка наблюдения – в точности поверх лобковой кости впереди тела.

Манипура – на позвоночнике, на уровне пупка. Точка наблюдения – сам пупок.

Анахата – на позвоночнике позади грудной кости. Точка наблюдения – грудная кость.

Вишудха – на позвоночнике за гортанью. Точка наблюдения – гортанная ямка.

Аджна – на полпути между межбровным центром (бхрумадхья) и затылком, то есть в центре головы. Точка наблюдения – межбровный центр.

Сахасрара – над макушкой человека в том месте, где у новорожденных расположен так называемый родничок – область, где мозг не закрыт панцирем черепа.

Процесс стимуляции происходит в следующем порядке:

  1. Пранамасана – анахата

  2. Хаста уттанасана – вишудха

  3. Падахастасана – свадхистана

  4. Ашва санчаланасана – аджна

  5. Парватасана – вишудха

  6. Аштанга намаскара – манипура

  7. Бхуджангасана – свадхистана.

Проникновение в чакры

Во время выполнения каждой асаны мы стараемся найти чакру и проявить нашу концентрацию на этом центре. Для этого нужно некоторое время, особенно на начальной стадии, однако в каждой асане должно проводить не более одной минуты, если вы проводите занятие не под руководством учителя.

Когда умение сосредоточиваться на чакре и визуализировать улучшится, процесс "асана – пранаяма – наблюдение чакр" может быть соединен. Человек может использовать дыхание, чтобы увеличить стимуляцию чакр, например, визуализировать психическое дыхание, проводя прану в тело через чакры на вдохе и выпуская из тела на выдохе. Во время задержки дыхания осознавать встречу праны и апаны в манипуре.

В практике Сурья намаскар мы мысленно дотрагиваемся до всех чакр в теле, исключая муладхару.

Человек может комбинировать концентрацию на чакрах с мысленным произнесением мантр с ощущением, что мантра произнесена в или на чакре. Когда практикующиеся довели концентрацию до высокой ступени, они могут даже чувствовать, что вибрации мантр вытекают наружу из психических центров – это наиболее удивительное и сильное переживание.

Солнечные мантры

Мантра может быть проговорена вслух, шёпотом или произнесена мысленно. Мантры формулируются из букв санскритского алфавита, каждая буква имеет свою собственную особенную вибрационную частоту и производит соответствующий эффект на сознание. Эти 52 звука известны как деванагари.

12 солнечных мантр

Каждый год солнце проходит через 12 различных стадий, известных как знаки зодиака в западной астрологии и как раши в индийской. Согласно индийской астрологии, каждый раши имеет специфические атрибуты или настроения, и в каждом настроении Солнце берет другое имя. Эти 12 имен включены в 12 солнечных мантр, которые мысленно повторяются в их соответственном порядке в соединении с 12–ю движениями Сурья намаскар. Эти солнечные мантры не просто имена Солнца, но каждый звуковой слог, содержащийся в них, является носителем вечной энергии , представляемой самим Солнцем. При повторении их и концентрации на этих мантрах все умственные структуры получают пользу и станут возвышенными.

  1. Ом Митрайа Намаха

  2. Ом Равайа Намаха

  3. Ом Сурья Намаха

  4. Ом Бханаве Намаха

  5. Ом Кхагайя Намаха

  6. Ом Пушне Намаха

  7. Ом Хиранья Гарбхайа Намаха

  8. Ом Маричайя Намаха

  9. Ом Адитьяйа Намаха

  10. Ом Савитри Намаха

  11. Ом Аркайа Намаха

  12. Ом Бхаскарайа Намаха

Генератор праны

Сурья намаскар – техника солнечного оздоровления, серия упражнений, которая заряжает нас подобно электрической батарее, позволяя нам жить более полно и радостно, с динамизмом и сноровкой в делах.

Польза, получаемая через регулярную практику Сурья намаскар, далеко превосходит пользу от обычных физических упражнений и в то же самое время улучшает спортивные и другие формы физического отдыха.

Двойственный аспект жизни

Мы живем в мире двойственности: день – ночь, свет – темнота, хороший – плохой…  Мы обитаем в мире полярности, который символически представлен в йоге как ида и пингала.

Согласно Йога Шастрам, существуют невидимые энергетические структуры, которые дают жизнь нашему телу. Летописные тексты называют 72 000 нади или энергетических каналов, которые пронизывают тело человека. Эти каналы имеют различные взаимопроникающие уровни, совсем как звук имеет гармоники и субгармоники. Они могут быть физическими (нервы, кровеносные и лимфатические сосуды и так далее), праническими (более тонкие потоки энергии, также относящиеся к физическому телу, например метаболизм), ментальные (потоки мыслей) или психические (сон или видения). Пингала нади заведует прана шакти (жизненной энергией), а ида нади заведует манас шакти (ментальной энергией). Следующая таблица показывает характеристики этих двойных энергетических каналов:

Ида

Пингала

1. Дыхание через левую ноздрю

1. Дыхание через правую ноздрю

2. Погружение вовнутрь

2. Распространение наружу

3. Наблюдение

3. Энергия и деятельность

4. Ум

4. Прана

5. Отрицательное

5. Положительное

6. Холод

6. Тепло (жар)

7. Женское

7. Мужское

8. Пассивность

8. Активность

9. Луна

9. Солнце

10. Субъективное

10. Объективное

11. Интуиция

11. Логика.Анализ

12. Левая сторона тела

12. Правая сторона тела

13. Левая сторона мозга

13. Правая сторона мозга

Число возможных атрибутов иды и пингалы бесконечно для нас, видящих это свойство двойственности во всей природе и во всём в природе. И макрокосм, и микрокосм, которым является тело человека, базируются на этой двойной полярности, например, вены – артерии, симпатические – парасимпатические нервы, калий – натрий в проводимости нервных импульсов и так далее.

Здоровое тело является основой для духовного развития. Эволюция, особенно на духовном уровне, требует баланса, в противном случае темнота и невежество постоянно преобладают.

Физиопранические эффекты

Чтобы быть в состоянии понять, как Сурья намаскар работает в праническом теле и нади, нам надо знать как практические упражнения, так и иметь ясные представления о том, как работает каждая асана индивидуально. Затем мы можем понять практику в целом.

Итак, мы должны помнить, что не только манипуляции с асанами, но также пранаяма, осознание чакр и мантры тысячекратно увеличивают эффект.

Пранамасана (поза молящегося)

Создает состояние внутреннего сосредоточения, расслабления и спокойствия и очевидной активизации анахата чакры.

Хаста уттанасана (поза с поднятыми руками)

Растягивает тело вверх и назад. Мышцы спины и шеи расслаблены, а мышцы передней части тела, грудной клетки и живота растянуты. Это комбинируется с глубоким вдохом, делающим мягкий массаж содержимому живота, улучшающий пищеварение. Вытяжение вверх дает позвоночнику импульс, помогающий поддерживать здоровье губчатых дисков между позвонками и настраивающий спинной мозг. Руки и плечи расслаблены и закруглены. Кроме того, эта поза убирает излишний вес, т.к. она действует на вишудха чакру и щитовидную железу, ускоряющую метаболизм. Прана поднимается вдохом к верхней части тела.

Падахастасана (поза руки к ногам)

Комбинирует эффект перевернутой позы с действием позы, наклоненной вперед. Она массирует печень, почки, желчный пузырь, поджелудочную железу, надпочечники, матку и яичники. Вся брюшная полость настраивается, изгоняя многие болезни, такие как запор. Увеличивается сила пищеварения, снимаются женские расстройства, такие как опущение матки и менструальная нерегулярность. Хорошее кровообращение стимулирует нервы позвоночника, т.к. они натянуты и тонизированы. Сухожилия икроножных мышц также растянуты, помогая освобождать варикозные вены от крови и возвращать ее в сердце. Это возвращение крови увеличивает кровоснабжение мозга. Комбинация инверсии и наклона вперед является мощным средством регулирования всего тела, т.к. давление оказывается на все главные эндокринные железы – гениталии, надпочечники, тимус, щитовидную, паращитовидную, шишковидную и т.д. Что более важно, дается большое напряжение тазу на вытяжение, и оказывается воздействие на свадхистана чакру. Прана проходит по каналам в нижние регионы тела, подталкиваемая выдохом. Когда прана движется вниз, она называется апана.

Ашва санчаланасана (поза всадника)

Дает спине изгиб назад, чтобы расслабить мускулы задней части тела. Как следствие, при этом натягивается область брюшной полости. Главное вытяжение, однако, происходит в районе таза. Таз толкается вниз и вперед; один человек сразу ставит его на место, в то время как другой вытягивает его по возможности. Концентрация осуществляется на межбровном центре, аджна чакре, которая непосредственно соединена с муладхарой. Энергия, освобожденная в районе таза, тем самым помогает стимулировать аджну, а вдохом прана движется вверх вдоль нади, которая может ощущаться вдоль передней части бедер, бегущей вверх вдоль передней части тела прямо в район аджна чакры. Если ваши синусы блокированы, во время выполнения асаны вы будете чувствовать непосредственое облегчение, когда каждая сторона тела натянута.

Парватасана (поза горы)

Также зовут ее сумери асана (главная поза), физически сильно натягивает нервы и мышцы рук и ног, вытягивает икроножные мышцы и ахиллесово сухожилие, делает спину прямой и стройной. Это асана, которая освобождает варикозные вены, так же как настраивает позвоночные нервы. Она, говорят, стимулирует вишудха чакру, потому что подбородок расположен на груди, оказывает давление на щитовидную железу. Прана движется вниз с выдохом.

Аштанга намаскара (приветствие 8-ю членами тела)

Развивает грудную клетку и сильно натягивает руки, плечи, ноги. Она делает ударение на нормальном изгибе спины и добавляет крови в эту область, помогая омолодить нервы. Задние мускулы испытывают глубокое расслабление в этой позе, в которой рекомендуют стимулировать манипура чакру. Каждый может чувствовать усиленное освобождение энергии из этого центра, когда позвоночник сжат от вершины до ягодиц в этой асане. Когда дыхание состоит во внешнем его удержании (бахир кумбхака), прана движется вниз к манипуре где, как известно, имеет место встреча праны и апаны.

Бхуджангасана (поза кобры)

Дает динамическое давление на содержимое грудной клетки и живота, освобождая от многих недомоганий, таких как астма, запор, несварение, проблемы почек и печени и так далее. Как средство освобождения от натяжения мышц и нервов спины она является одной из лучших асан, потому, что каждый позвонок сверху донизу растягивается, как того требует эта поза. Она тянет позвоночник вперед по направлению головы, и это оказывает тонкое влияние на нижний конец позвоночника, на свадхистана чакру.

Прана стремится двигаться вверх в этой позе, так как она делается на вдохе, однако мы переносим наше сознание на область свадхистаны в попытке стимулировать прану у начала ее движения вверх. Прана, таким образом, стремится двигаться вверх спонтанно, потому что она удерживалась внизу на протяжении предыдущих двух поз.

Объединенный эффект

Физическое тело состоит из вещества и энергии. Своевременное физическое движение вперед и назад достаточны для увеличения нашей метаболической нормы и освобождения энергии. Когда его соединяют со стимуляцией чакр, эффект становится выше. Спинной мозг, связующее звено между головным мозгом и телом, Является также каналом для всех наших энергий. Внутри него находится ида и пингала нади, так что его здоровье является первейшим фактором. Сурья намаскар, будучи активной динамической системой, оказывает большое влияние на пингала нади, особенно когда ее практикуют быстро. Однако, когда практикуют медленно и совместно с чакрами и мантрами, их стимулирующими, обе – и ида, и пингала почти одинаково стимулируются, развивая способности практикующегося. Это является причиной, что мы рекомендуем комбинацию как быстрых, так и медленных практик.


Каналы для праны в теле чистятся увеличением и контролем движения праны в теле. Когда каждая асана помогает усиливать естественное течение праны вверх и вниз, старые блоки снимаются. После того, как серия завершена, эти потоки движутся с большей легкостью и улучшают функционирование тела.

Восстановление каналов приводит к эффекту разблокирования, который повышается стимулированием манипура чакры. Хотя мы не делаем сознательной концентрации на манипуре более чем дважды за каждый круг, она является глубоко эффективной для практики, и в то же самое время придает силу потокам энергии в пингала нади.

Манипура чакра расположена у пупка вблизи центра тяжести тела. Ее считают городом, украшенным “драгоценностями”. Она соединена с солнечным сплетением, которое является узлом нервов, расходящихся от центрального сплетения подобно солнечным лучам. Солнечное сплетение управляется симпатической нервной системой, пингалой нади, и отвечает за пищеварение и усвоение питания. На макрокосмическом уровне Солнце также ответственно за рост растений и производство пищи. Отсюда следует его большая важность в пределах нашего физического здоровья. Сурья намаскар вытягивает и сгибает наше тело, вытягивая и производя давление на центр тяжести и давая ему максимум стимуляции. Не считая наличия хорошего пищеварения, все тело пронизано жизненностью, когда здорова манипура чакра.

Ритмы жизни

Сурья намаскар относится к группе ритмов средних частот, что для нас наиболее интересно, потому что они видимы, воспринимаемы и могут, таким образом, обозреваться нами в любой момент. Они являются первым шагом в понимании низких и высоких частот вокруг нас. Средние частоты также включают суточный (день – ночь), сердечный (пульс) и брюшной (перистальтику) ритмы.

Современная жизнь уводит человека от природного существования и ее ритмических воздействий. Внутренние ритмы, присущие нервам и эндокринным системам, подобно часовому механизму, могут разбалансироваться из–за стресса и напряжения, в результате – ощущение дискомфорта и потери благополучия. Также это ведет к болезням и неврозам. Энцефалограмма большинства "нормальных" людей показывает потерю согласования между частями мозга, приводящую к сомнениям и асимметричным узорам. В условиях клиники мы видим это, например, в том, что одна часть тела расслаблена, в то время как другая готовит тело к стрессу. Это показывает потерю согласованной гармонии между частями. Вернее, органы присваивают себе автономию и действуют как отдельные сущности (это может быть микроскопическим отражением макрокосмической ситуации). Субъективно это выражается в беспорядочном рисунке мысли, слабом маниакально–депрессивном состоянии, неспособности к концентрации, эмоциональной и ментальной неустойчивости. Или же эффект может быть серьезнее.

Методы йоги, изменяющие внутренние ритмы, совершают это медленно и систематически. Они не пытаются радикально изменять ничего. Вернее, йога ищет, как медленно, день за днем нашей жизни изменять и формировать сущность структуры, чтобы получить новое здоровое ее состояние.

Она накладывает регулярные и последовательно направленные в нужную сторону силы, которые нацелены на совместное действие и подкрепление естественных, присущих телу ритмов. Она работает с природой, а не против нее. Это является причиной, почему практика йоги должна выполняться регулярно, ежедневно, даже если только несколько минут. Когда мы выполняем Сурья намаскар на ежедневной основе, мы прибавляем новый фактор в нашу жизнь: организующую, последовательную, систематическую, дающую энергию и очищающую серию поз, дыхание, мантры и стимуляцию чакр. Он подобен снадобью или тонизирующему средству, принимаемому ежедневно перед завтраком. Это подобно щепотке соли, добавленной в пищу и заметно меняющей вкус. Здоровый внешний ритм, наложенный на уже существующий, изменяет его.

Терапевтические принципы

Сурья намаскар является мощным орудием на вооружении йога – терапии, имеющим многостороннее адаптирующее воздействие. Она может быть широко применена в терапии, потому что она легка и приятна в выполнении, не требует большого количества времени, что хорошо для нетерпеливых.

Ещё раз отмечу, что Сурья намаскар оживляет физический организм и помогает поддерживать динамичный и активный стиль жизни. Хорошее физическое здоровье – необходимое условие хорошего состояния ума. В этом проявляется часть роли Сурья намаскар как предупредительной меры, так как профилактика предпочтительнее лечения.

Процесс выздоровления должен быть медленным и контролируемым, если мы не хотим, чтобы он был деструктивным и протекал с большой болью и дискомфортом в форме оздоровительных кризисов, например, фурункулы, сыпь, озноб и понос.

Некоторые расстройства, поддающиеся лечению Сурья намаскар

Прыщи, фурункулы, анемия, отсутствие аппетита, быстрая утомляемость, тучность, замедленное развитие, варикоз вен, остеохондроз и ревматические состояния, головная боль, астма и другие легочные заболевания, нарушение пищеварения, запор, проблемы почек, слабая функция печени, пониженное кровяное давление, эпилепсия, диабет, заболевания кожи (экзема, псориаз, лейкодермия), предотвращение обычных простуд, расстройство баланса эндокринных желез, проблемы менструаций и менопаузы, такие психические расстройства, как депрессия, невроз, психоз и многие другие. Так же она используется для восстановления защитных сил, а также для стимуляции нормального роста.

Мы часто испытываем колебания настроения, периоды здоровья и болезни, обычные взлеты и падения жизни. Это нормальный жизненный процесс и объясняется он в йогических терминах постоянным переходом энергии из иды в пингалу и наоборот приблизительно в 90–минутный период. У нормального индивидуума в течение 90 минут преобладает ида, затем – 90 минут пингала. Мы бываем в саттвическом сбалансированном состоянии очень редко – несколько минут каждый раз. Равновесие имеет место в переходной точке каждого цикла.

Состояние болезни возникает, когда случается чрезвычайный переход энергии, выходящий за нормальные рамки обычного относительно здорового состояния индивидуума, или когда ритм перехода нарушен.

Личность с преобладанием пингалы

Человек, который главным образом экстраверт, имеет очень мало доступа к внутреннему опыту. Он ищет заполнения внутренней пустоты внешними удовольствиями, он неудовлетворен и амбициозен. Он постоянно тянется наружу к внешним гарантиям и счастью, которые не могут удовлетворить внутренние потребности. Это ведет к большим разрушениям и внутренним напряжениям, заставляющим его двигаться в направлении еще большего внешнего поиска. Такие люди с пингала–доминантой склонны к сверхактивности своей симпатической нервной системы, повышенной секреции желудочного сока, что является причиной язвы, ангины или повышеного кровяного давления. Они постоянно находятся в состоянии готовности к “сражению” или “бегству”, что имеет причиной повышенную секрецию адреналина и, как правило, малую физическую нагрузку, сжигающую возбуждающие секреторные вещества. Болезни возникают от дисбаланса секретов и метаболических процессов. Такие люди могут быть неугомонными и раздражительными.

Личности с преобладанием иды

Люди с преобладанием интравертности по натуре мечтатели, которые много думают, но не приводят в действие свои мысли. Такие индивидуумы остро осознают свои чувства (ощущения) и обычно сверхчувствительны к внешним событиям и межличностным переживаниям. Они могут думать о катастрофах и обычно имеют мало перспектив реализоваться. Здесь маленькое внутреннее счастье должно возместить неспособность “добиваться результата вместе, в сотрудничестве”. Эти люди редко проявляют активность физического типа. У них недостаточно жизненной энергии, чтобы действовать продуктивно в мире, так чтобы доводить до конца свои планы, хотя, конечно, не очень серьезную разбалансировку они могут выдержать. В экстремальном случае есть тенденция к очень малой физической жизненности и болезням, таким как запор, депрессия, тревожность, язвенный колит, экзема и масса психо–соматических болезней, развивающихся на этой основе.

Отсюда мы видим два главных рисунка болезней:

  1. Болезни высокой (излишней) физической энергии, обычно преобладает пингала (раджасическое или динамическое состояние).

  2. Болезни низкой (недостаточной) физической энергии, обычно преобладает ида (тамасичное или пассивное состояние).

В следующем выпуске мы продолжим говорить о терапевтическом эффекте Сурья намаскар. При подготовке материала были использованы такие источники, как “Шримад Бхагаватам” А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады и Свами Сатьянанда Сарасвати.

Другие материалы по теме Йога:
Автор материала: Вячеслав Рузов

Лектор, писатель, философ, психолог и путешественник, широко известный в России и за рубежом.

Понравилось? Поделись с друзьями -
Подпишитесь на обновления журнала «ВЕДЫ»

Коментарии (0)
  • - Введите ваше Имя