Наверх

БЕСПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИЯ АЮРВЕДИЧЕСКИХ РЕЦЕПТОВ
  • ПРЯНОСТИ И СПЕЦИИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ КУЛИНАРИИ

ПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • Питание в благости, Теория и практика Аюрведической кулинарии

КРУПИЦЫ МУДРОСТИ
  • Одно и то же сознание стало телом, умом, интеллектом, эмоциями, эго и нашим Я. Все, что есть в вас, создано из одного и того же сознания - точно так же как каждая волна содержит в себе только воду и ничего, кроме воды.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Как только в жизни вы становитесь жесткими - вы получаете шлепок! Проблемы, которые возникают в вашей жизни - это способ смягчить любую вашу жесткость, выравнять ее в вас. Становитесь мягче, улыбайтесь.

  • Шри Шри Рави Шанкар
  • Обвиняя людей или ситуации - вы обвиняете Бога.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.

    Будда
  • Время — великий учитель. Беда в том, что оно убивает своих учеников.

    Будда
  • Всё, что мы есть — это результат наших собственных мыслей.

    Будда
  • Ты будешь наказан не за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом.

    Будда
  • Зло всегда возвращается к вам, как тончайшая пыль брошенная против ветра.

    Будда
  • Все счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим. Все страдание, которое есть в мире, происходит от желания. счастья себе.

    Шантидева
  • Я буду чувствовать себя хорошо, думая о хорошем в тебе, ты можешь чувствовать себя плохо, думая о плохом во мне.

    Махариши Махеш Йоги
  • Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.

    Далай Лама
  • Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.

    Ганди
  • Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

    Далай Лама
  • Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.

    Ганди
  • Если у вас есть деньги и вы раздаете их людям, конечно, их у вас будет меньше. Это обыкновенная экономика. Но если у вас есть безмолвие, покой, любовь, радость, восторг — раздайте их и посмотрите, что случится. Чем больше вы раздаете это, тем больше существование изливает это в вас.

    Ошо
  • Я против насилия. Потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.

    Ганди
Игры в духовность. Знание не даёт право оскорблять
Дата: 07 Сентября 2014 г. / Просмотров: 7147

В прошлый раз мы начали обсуждать тему ошибок в духовной практике и в служении людям, а также рассматривать аспекты, которые приводят к уходу от духовной жизни и возвращению к материальным привычкам. Мы определили, что многие из нас “играют” в духовность, но так и не переходят на следующую ступень настоящего духовного развития.

Сегодня мы поговорим о других важных причинах, которые снижают вкус к практике и служению – о желании спорить, конфликтовать, оскорблять или доказывать свою правоту другим людям.


Для начала приведу в пример интересную притчу.

Однажды во дворец пришёл великий пандит. Он застал царя за переписыванием трактата и какое-то время наблюдал за ним. Вскоре царь перестал писать и начал беседовать с гостем.

– Ваше Величество, к сожалению, вы допустили ошибку в одном слове, которое переписывали, – сказал пандит.

Царь обвел слово, которое пандит хотел исправить, затем соскоблил его и вписал то, что предложил пандит. Пандит был польщён тем, что царь прислушался к его мнению. Между тем, когда пандит ушёл, царь снова стёр это слово и написал то, что было раньше.

– Зачем вы это сделали? – спросили царя стражники. – Если в первый раз это слово было написано правильно, то зачем вы исправили его?

– Хоть я и царь, но он – пандит, и понимает в этом куда больше моего. К сожалению, в этом случае он ошибся. Но если бы я сказал ему, что он не прав, то его гордость была бы задета. Я написал неправильное слово, чтобы не смущать его. Но я не хочу оставлять здесь этот неправильный вариант. Иначе люди купят книгу с ошибкой. Нет никакой чести в том, чтобы обижать людей, даже если ты прав. Мне ничего не стоит быть скромным, особенно если это касается книг. Если бы он советовал мне, как управлять царством, думаете, я стал бы его слушать? Управление царством – другое дело. Но всегда хорошо проявлять уважение к знаниям человека в его области.

В этой истории даётся подсказка о том, как действовать в кругу мудрецов, где каждый является специалистом в той или иной области. Веды открываются каждому человеку немного по-разному. Поэтому у нас есть некоторые разногласия по каким-то аспектам философии и даже практики духовного развития.

Но понимая культуру взаимоотношений, мы можем прекрасно сосуществовать вместе, не конфликтуя и не оскорбляя друг друга.

В игре всегда есть какое-то противостояние: то красные против белых, то белые против красных. Игра без противостояний не интересна. Поэтому, играя в духовность, мы тоже всё время ищём того, с кем можно было бы поспорить, поконфликтовать, повоевать.

Выйти из игры на самом деле тоже легко: просто не надо видеть врага в том, с кем надо сотрудничать. Пусть он другой, пусть он совсем не такой, как мы, но если перестать играть в войнушку, можно сотрудничать с любым человеком, и это делает служение интересным!


 

Так, меня часто спрашивают, что делать, если после свадьбы вдруг оказалось, что муж и жена абсолютно разные люди? И я отвечаю, что в этом случае надо радоваться, вам очень повезло. Потому что разным людям интересно вместе. Они по-разному видят мир, и им всегда будет, о чём поговорить друг с другом. Если мы одинаковые, то нам быстро становится скучно.

Как исправить человека, не задев его гордость?

Секрет правильного поведения состоит в том, что исправлять человека надо так, чтобы не задевать его профессиональную гордость. Профессиональная гордость – это реальный опыт человека, который нельзя не признавать. Это большое культурное преступление. Не признавая профессиональные заслуги, мы тем самым перекрываем систему передачи знаний, которая основана на уважении того, у кого больше опыта. Играть это значит подразумевать, что ни у кого нет никакого прошлого. Красный может стать белым, а белый может в любой момент стать красным. Но в реальной жизни это не так: у нас есть свой опыт, и мы не можем от него отказаться, он заставляет нас действовать определённым образом. Выйти из игры это признать, что у каждого есть свой опыт, и этот опыт требует признания и уважения.

Часто в духовной жизни у нас проявляется жажда правдоискательства. Нам кажется, что от нас что-то скрывают, что нам что-то не договаривают, что существует какая-то тайна, которую можно узнать и так совершить прорыв в духовном развитии. Правда состоит в том, что если мы узнаем то, что от нас скрывают старшие, то мы совершим не прорыв, а оскорбления.

Умение ценить то, что есть личности, которые заботятся о нас и не говорят нам то, что может повредить нашему спокойному развитию – и является признаком нашей мудрости и “продвинутости”.

От ребёнка закрывают шкаф с бытовой химией, чтобы он не отравился, но ему очень хочется туда залезть, ему кажется, что родители очень злые и скрывают от него что-то очень важное. Так вот запомните: в духовной жизни от нас скрывают не важное, а опасное, то, чем можно обжечься и поранится, то, что может вызвать в нас духовные отклонения, неправильные интерпретации, или апаратхи.

“Игровое” настроение это попытка залезть туда, куда не разрешают. Прочитать никому неизвестный трактатик, подслушать, о чём говорят на совете храма, почитать сплетнические форумы в интернете.

Как правильно вести себя в ситуациях, когда ваш опыт отличается от опыта другого человека?

Очень часто во время общения мы видим какие-то ошибки у другого человека и пытаемся ему помочь. Но не всегда это получается сделать быстро и приятно. Но есть одна хорошая технология. Если мы не можем исправить человека милосердно, то в таком случае иногда лучше принять от человека его понимание, а потом все исправить так, как нам кажется правильным. Вспомните притчу, которую мы разобрали в начале. Ведь, с другой стороны, мы тоже не можем отказаться от своего опыта, который также реален. В этом великий парадокс культуры.

Когда встречаются два человека с глубоким профессиональным опытом, и их опыт отличается, они должны повести себя так, чтобы, не отказываясь от своего опыта, не задеть гордость другого. Это и есть настоящая культура. Это и есть искусство сотрудничества.

Например, иногда старший нам что-то говорит, что никак не согласуется с нашим опытом. И нам приходится в этой ситуации что-то делать, не так как он сказал, что-то делать против его наставлений. Кажется, что это оскорбление, и к нам придут реакции. И они действительно придут, если мы отрицаем опыт старшего и задеваем его гордость своим опытом. Если же мы, даже делая всё по-своему, сохраняем уважение к его опыту, не задеваем его гордость, но понимаем, что мы не можем отказаться и от своего опыта тоже, то это не будет вызывать кармических реакций, так как от кармы нас защитит культура. А культура – это тоже проявление Бога. Он знает, как нас защитить в самых сложных ситуациях, и посылает нам законы культуры, которые позволяют смягчить некоторые очень серьезные противоречия и даже проступки.


Так, часто мы жалуемся на другого человека, ставя ему в вину, что у него другое мнение или он поступает не так, как мы считаем правильным, и от этого у нас пропадает энтузиазм, вдохновение. Но избежать таких проблем очень просто: надо жаловаться не на человека с его реальным опытом, а на то, что наш опыт не совпадает с его опытом, и просить совета, как наш противоположный опыт совместить. Где-то надо принять опыт другого человека, где-то надо настоять на своём, а где-то надо пригласить третьего человека с его опытом разрешать такие ситуации. Это, кстати, один из самых лучших способов решения противоречий! И если мы, таким образом, не задели гордость человека своим реальным опытом, то оскорбления не произошло.

Мы можем иметь разный опыт с другими людьми, и наша главная опытность должна состоять в том, чтобы не оскорблять опыт другого. Особенно, если речь идёт о духовном опыте.

Реальный духовный опыт человека даёт ему впервые в жизни надежду на то, что он идёт правильным путем, и проблемы его рождения, болезни и смерти могут быть решены. Аннулируя или принижая его опыт, мы забираем у него надежду и делаем человека несчастным. Отрицая реальный духовный опыт человека, мы лишаем его веры, а что может быть более греховным, чем лишить человека веры?

Опыт надо корректировать так, чтобы вера не проходила. И если мы не можем так аккуратно помогать, то лучше попросить более опытного человека. Так, например, раньше было очень популярным отрубать ложное эго человеку. Но в результате такого “рубания с плеча” все просто ссорились друг с другом и не могли находиться в одной общине.

Каким бы глубоким ни был наш опыт, он не даёт нам право оскорблять менее глубокий опыт! Иначе рано или поздно мы попадём впросак. Мало иметь опыт, надо ещё иметь разрешение от Бога использовать этот опыт для служения людям. А то опыт может быть, а толку от него никакого не будет.

Мы не должны гордиться своим опытом, потому что человек с другим опытом может показать нам нечто новое в том, что мы очень хорошо знаем, но только со своей точки зрения. Но это возможно только в том случае, если мы способны уважать чужой опыт. Это и есть признак того, что мы начали выходить из игры. Видеть и уважать чужой опыт это верный признак того, что мы попали в область реальной духовной жизни.

Другие материалы по теме Предназначение:
Автор материала: Вячеслав Рузов

Лектор, писатель, философ, психолог и путешественник, широко известный в России и за рубежом.

Понравилось? Поделись с друзьями -
Подпишитесь на обновления журнала «ВЕДЫ»

Коментарии (0)
  • - Введите ваше Имя