Наверх

БЕСПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИЯ АЮРВЕДИЧЕСКИХ РЕЦЕПТОВ
  • ПРЯНОСТИ И СПЕЦИИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ КУЛИНАРИИ

ПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • Питание в благости, Теория и практика Аюрведической кулинарии

КРУПИЦЫ МУДРОСТИ
  • Одно и то же сознание стало телом, умом, интеллектом, эмоциями, эго и нашим Я. Все, что есть в вас, создано из одного и того же сознания - точно так же как каждая волна содержит в себе только воду и ничего, кроме воды.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Как только в жизни вы становитесь жесткими - вы получаете шлепок! Проблемы, которые возникают в вашей жизни - это способ смягчить любую вашу жесткость, выравнять ее в вас. Становитесь мягче, улыбайтесь.

  • Шри Шри Рави Шанкар
  • Обвиняя людей или ситуации - вы обвиняете Бога.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.

    Будда
  • Время — великий учитель. Беда в том, что оно убивает своих учеников.

    Будда
  • Всё, что мы есть — это результат наших собственных мыслей.

    Будда
  • Ты будешь наказан не за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом.

    Будда
  • Зло всегда возвращается к вам, как тончайшая пыль брошенная против ветра.

    Будда
  • Все счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим. Все страдание, которое есть в мире, происходит от желания. счастья себе.

    Шантидева
  • Я буду чувствовать себя хорошо, думая о хорошем в тебе, ты можешь чувствовать себя плохо, думая о плохом во мне.

    Махариши Махеш Йоги
  • Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.

    Далай Лама
  • Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.

    Ганди
  • Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

    Далай Лама
  • Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.

    Ганди
  • Если у вас есть деньги и вы раздаете их людям, конечно, их у вас будет меньше. Это обыкновенная экономика. Но если у вас есть безмолвие, покой, любовь, радость, восторг — раздайте их и посмотрите, что случится. Чем больше вы раздаете это, тем больше существование изливает это в вас.

    Ошо
  • Я против насилия. Потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.

    Ганди
Ярослав Климанов: «Мантры не мода, но серьезная духовная практика»
Дата: 19 Января 2014 г. / Просмотров: 7290

Согласно различным традициям, самой тонкой и самой могущественной энергией материальной природы является звук. Казалось бы, что может быть проще звука – того, что ежесекундно окружает нас. Но зачастую наши знания о звуке поверхностны.

На этот раз мы продолжим говорить о звуке и его влиянии на человека. Помогать разбираться в этом непростом явлении нам будет Ярослав Климанов, художник, поэт, музыкант, преподаватель изобразительного искусства, автор книг о духовной культуре, постоянный гость и участник фестивалей авторской песни, современной музыки, йоги и психологии, автор семинара «Магия звука». Ярослав около 20 лет занимается изучением духовных традиций.

 - Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни. Так ли это в действительности?

- Музыка занимала и занимает такое место не только в Индии. Весь мир сходит с ума по музыке. В Ведах нет вообще слова «индус» или «индуизм». Эти слова пришли в обиход с масульманским завоеванием земель, находящихся за рекой Синдху. Если говорить о музыке для развития духовного сознания, то нужно упомянуть мантры, то есть звуки, которые очищают сознание от эгоистических, корыстных тенденций. «Манас траяте» — значит «ум освобождать». Мантры - это наднациональное, надэтническое явление. О мантрах знали везде на Земле, не только в Индии, поскольку в прошлом была единая империя с единой культурой, которая позже раздробилась на множество как бы «независимых» систем. Когда мы говорим «благодарю», это тоже, по сути, мантра. «Я желаю всем счастья» - это мантра. То, что её можно произнести на санскрите, языке изначальных Вед, это факт, однако главное — как звучит моё сердце, произношу ли я благоприятную звуковую формулу всем своим существом. Поэтому мантра — это не только звук речи, но и звук мыслей, образов и желаний. Зачастую человек не целостен, мы говорим «расстроен», речь звучит отлично от мыслей, от желаний и от поступков. Мантра-медитация — это практика сосредоточения, концентрации, когда мы пытаемся стать целостными, зазвучать в одном направлении всем своим существом. Как говорил Христос: «Возлюбите Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением, всею крепостию своею». Зазвучите в одном ключе всеми составляющими своего существа. Тогда мантра-медитация становится очень могущественной, человек просветляется. Внешние звук и ритм — это помощь на этом пути, но не самоцель.

 

- Выходит, мантра-медитация –  отличный способ успокоить свой ум?

- Безусловно, сначала нам нужно успокоиться, избавиться от страхов, поверить, что нам как вечным душам ничто не грозит, что всё, в конце концов, хорошо, вселенная и Бог дружелюбны к нам, а тело — это лишь временное пристанище, инструмент самоосознания. Это первый этап, за ним существуют другие, активные стадии практики. Мир в сердце — это предварительная стадия, начало пути. Но и на более высоких ступенях мир, или с-мирение остаётся очень и очень важным. Без фундамента нет здания. Благостный звук помогает психике человека прийти в равновесие. Однако нужна и вера в Бога как в доброжелателя, принятие жизненных ситуаций и окружающих людей как учителей. В противном случае медитация на звук будет временным упражнением, а жизнь будет идти сама по себе. То есть практика отдельно, жизнь отдельно. Это всё ещё не целостность. Жизнь целиком должна стать практикой, а практика — жизнью.

- Интересно узнать о природе возникновения мантр, они сочиняются кем-то?

- Не думаю, что мантры сочиняются. Например, для общения с  Вами я должен спросить, как Вас зовут и как Вам было бы приятно общаться со мной, в какой форме. Я не могу выдумывать или сочинять Ваше имя, я должен спросить Вас и постараться общаться с Вами в желательной для Вас манере. Тогда Вы будете удовлетворены, и я получу от Вас адекватные эмоции, Вам легко будет ответить мне взаимностью. По аналогии с этим мантры всегда адресованы Личности, у которой есть имя, форма, качества и деяния. Мы не можем сочинять личность. Это будет не мантра, а фарс, шоу для публики. Но это происходит. Сейчас много выдуманных «мантр». Это становится для некоторых, в том числе и западных исполнителей, популярным и весьма доходным бизнесом. Но в изначальных писаниях, в традиционных духовных школах используются только авторитетные, данные Богом или Его представителями мантры и молитвы. К Иисусу подошли люди и спросили: «Учитель, как нам молиться?» И он дал им «Отче наш...». Поскольку молитва была получена от уполномоченного посланника, она работает до сих пор. Мантра должна быть получена. Её нельзя выдумывать или сочинять. Можно перевести мантру с санскрита на русский. Но некоторые мантры даже не переводятся. В общем-то это и не требуется. Хотя очень хорошо, если мы понимаем смысл. Но мантра может работать и без этого. Как хорошее лекарство действует, даже если мы не знаем его формулу или состав. Важно, что лекарство дал знающий врач, всё остальное вторично. Поэтому человек должен обратиться к духовному учителю. Самостоятельные практики лишь углубляют основную болезнь — самость и гордыню. Многие проповедуют сейчас, что посредник не нужен, что не нужен учитель, Бог и так нас слышит. Да, Бог нас слышит, но нет гарантий, что мы слышим именно Бога, а не духов и привидений. Они ведь тоже могут с нами разговаривать. Поэтому нужен учитель, истинный учитель, а не кто попало.  Я не могу прийти в аптеку и начать «практиковать» лечение сам. Ведь все лекарства авторитетны. Нет, это кончится трагически. Лекарства должен выписать врач, или он должен научить меня, как выбирать лекарства. Нужно обучение.

- Говорят, в Кали-Югу многие мантры не работают. Правда?

- Правда. Чтобы произносить традиционные мантры из Вед, нужно знать санскрит. В санскрите важна долгота гласных, не так произнёс — смысл мантры меняется на противоположный, не там поставил ударение — всё на смарку. Поэтому в традиционных школах долго изучали санскрит, десятилетиями. Это всё очень ответственно и непросто. Кто на Западе способен на это? Кто может сейчас чисто произносить санскрит? Немногие люди из традиционной культуры. Поэтому в Кали-Югу даётся процесс нама-киртана, воспевания имени Бога. В христианстве это называется исихазм, в исламе — воспевание имён Аллаха. То есть это тоже мантры, но особые, которые состоят из имён Бога. В этом случае не принимается в расчёт, насколько человек грамотен, более важно, насколько он искренен. Конечно, желательно и имена Бога правильно произносить, но даже если человек немножко ошибется, его простят. Как говорится, «Бог милостив», Он принимает любовь. Тем не менее нама-киртану тоже нужно обучаться, не нужно быть безответственным, важно понять, как произносить и петь эти мантры, однако в целом этот процесс более доступен, он предназначен для всех, а не только для духовенства, жрецов и священников.

- Всегда ли мантра помогает человеку?

- Всё зависит от квалификации исполнителя и слушателя. Это двухсторонний процесс. Важен и исполнитель, и слушатель. Даже божественная музыка не всегда сразу трогает чьё-то сердце. Потому что Бог уважает наши желания. Если мы не хотим вознестись «над рамками земной жизни», наше желание учитывается, нашему сердцу позволяют оставаться жёстким. Конечно, под музыкой в данном случае можно подразумевать звук вообще, в том числе так называемый «непроявленный» звук, и звук сердца святого человека.

- Мантра и молитва – это одно и то же?

- Не всегда. Мантра — означает звук, очищающий сознание от эгоизма, корысти. Если молитва очищает сознание, тогда это также и мантра одновременно. Но есть молитвы, которые сознание не очищают. Например: «Господи, пусть сдохнут все мои враги!» Это, прежде всего, неправильная молитва, корыстная, не факт ещё, что Бог такие молитвы принимает. Но в обычном смысле, как правило, молитва очищает сердце. С другой стороны, молитва подразумевает  бóльшую осознанность. Мантры же могут действовать даже тогда, когда тот, кто их произносит, не понимает смысла. Это, прежде всего, относится к мантрам, состоящим из имён Бога. Человек может услышать, как на улице кто-то поёт такую мантру, особенно часто это можно услышать в Индии, а теперь уже и в России. Он может не понимать, о чём эта мантра. Но сердце будет меняться. В целом, предназначение авторитетных мантр  и молитв очень схоже. Они прежде всего призваны очистить наше сердце. Другие функции мантр и молитв, как например, улучшение здоровья, привлечение успеха, богатства, это уже не духовная сфера, это вторичные, зависимые аспекты жизни. Но для большинства людей это также важно и привлекательно.

- Сегодня обилие информации о йоге звука, мантра-медитации, наад-йоге. Эти понятия существенно разнятся между собой?

- Йога звука — это наиболее общий термин для всех явлений в йоге, связанных со звуком. А мантра-медитация и наад-йога — это уже конкретные проявления, так сказать, частные случаи. Кто-то в звуках природы слышит божественное. Это тоже йога звука, но это не мантра-медитация. Мантра-медитация — это когда для осознания божественного используются совершенно конкретные звуковые формулы, то есть мантры. Если по сути, то слово «йога» происходит от слов «йудж» и «гати». Йудж — значит связывать. А гати  - путь. Есть такое русское слово «гать» - путь. То есть «йога» означает связующий путь. В высшем смысле  это не только связь ума и тела, осуществляемая в хатха-йоге, но и связь человека с Богом, Верховной Личностью. Если звук способствует такой связи, мы имеем дело с йогой звука. Это не обязательно классическая мантра-медитация, это может быть просто слушание святого человека, а ещё лучше — послушание ему. Но сначала нам нужно просто слушать. Слушать внимательно. Если слушание успешно, все остальные составляющие йоги будут успешны, если мы не умеем слушать и слушаться, йога не будет стабильной и завершённой.

- Джапа-медитация, выходит, также входит в йогу звука?

- Джапа-медитация является практическим воплощением того, о чём мы только что говорили. Джапа — индивидуальная практика повторения имён Бога. Ещё сильнее действует киртан, совместное воспевание. Чтобы петь киртан, нужно по меньшей мере собраться вместе, что уже предполагает некий отказ от индивидуализма, эгоцентризма и самости. Любой малый шаг в этом направлении радует Бога, поскольку Господь хочет, чтобы мы стали семьей, Его семьёй, в которой нет корысти и эгоцентризма. И если мы не просто собрались, а еще и воспеваем вместе Абсолютную Истину, то это создает большой эффект. Всевышний радуется в этот момент, а когда рад Источник, рады и все, кто поют киртан. Описывать это я, пожалуй, не буду. Это нужно просто попробовать. Это самоочевидная практика. Всё становится ясно, когда человек сам находится в процессе. Так же как и голодный сам понимает, вкусна ли пища, когда вкушает.

- На ваших семинарах вы говорите о вибхути-йоге. Поясните, пожалуйста, о чем речь?

- Для лучшего понимания этой темы рекомендую прочитать «Бхагавад-гиту» в особенности десятую главу, которая на санскрите так и называется «Вибхути-йога». В целом, суть такова: мы можем направлять сознание на Бога либо напрямую (это происходит, например, в таких практиках, как молитва, мантра-йога и т.п.), либо косвенно — через созерцание божественных свойств материальной природы в различных её проявлениях. Этот мир создан Богом, он создан из Бога, он изначально совершенен и божественен. Из-за своей корыстной деятельности и искажённого восприятия мира мы утратили это понимание, утратили целостное видение, видение любящего, который всё видит в связи с объектом своей любви. Вибхути — значит энергия. Вибути-йога — это когда мы, видя энергию Бога, вспоминаем Его самого, то есть Источник энергии. Бытовой пример вибхути-йоги между матерью и ребёнком: мама отправила сына в садик и прибирает дома его вещи. Глядя на его маечку, она начинает улыбаться и вспоминать о сыне. Смотрит она на маечку (на вибхути, то есть атрибут ребёнка), но вспоминает она личность любимого сына. Подобно этому духовно развитый человек, видя проявления природы, сразу вспоминает Творца, источник всего, что он видит и слышит. Для начинающих эта йога достаточна сложна. В особенности в городах, где изначальная божественная природа сильно осквернена деятельностью людей. В целом, эта йога не рекомендуется в наш век как основная практика. Но познакомиться с ней можно и нужно, и со временем, когда наш духовный разум разовьётся, нам всё чаще будет удаваться помнить о Боге в самых разных ситуациях, внешне как будто не связанных с Богом.

- При поиске информации находишь тексты о Гандхарва Веде - традиции музыкального исполнения, которая копирует вибрации Природы в разное время. Это тоже входит в понятие йога звука?

- Я  не специалист в области Гандхарва Веды. Могу лишь сказать, что гандхарвы — небесные музыканты, певцы с райских планет. Когда мы говорим, что человека посетила Муза, мы обычно подразумеваем некое божественное влияние, вдохновение свыше. Заслуга великих композиторов в том, что они делают проявленной для обычных людей музыку небесных сфер, в том числе музыку гандхарвов. Такие люди, как Моцарт, Бах слышат тонкий звук, нисходящий с высших планов бытия и способны записать, зафиксировать его. Поэтому иногда, слушая музыку, мы говорим: «Божественно!»

- Также  есть много информации о Сама Веда Самхите.

- Не путайте Веды и самхиты. Самхиты — это определённые разделы Вед, предназначенные в основном для неженатых учеников. Я не располагаю большой информацией о Сама Веде. Она, безусловно, доступна. Говорят, что гимны Сама-Веды очень красивы. Но дело не в этом. Ведическое знание постигается не информативно. Суть знания раскрывается благодаря служению духовному учителю. Человек может быть не образован в Ведах и, тем не менее, служа истинному духовному учителю, он со временем становится «кави» - поэтичным, «дакша» - искусным во всём. Знание, как опыт жизни, и все необходимые способности, в том числе и музыкальные, развиваются в нём естественно, когда он готов, и когда они не повредят ему, не сделают его гордым. Другие пути неэкологичны и в определённом смысле опасны.

- Теперь все понятия прояснились. Если говорить о пении мантр, как они помогают  человеку в его духовной практике?

- Если наш разум нацелен на Бога или на духовного учителя, или если мы поём имена Бога, прославляем святых, тогда пение пробуждает нас от иллюзии, просветляет нас. Упанишады и другие трактаты говорят, что в этот век такое пение — единственный путь обретения совершенства. Воспевай имя Бога, воспевай имя Бога, воспевай имя Бога. В Кали-Югу нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути. Так говорится в Брихан-нарадийа Пуране.

- Как выбрать мантру для медитации?

- Выбрать нужно не мантру, а духовного наставника, учителя. Это самый важный выбор в жизни, важней, чем выбрать работу, жену или мужа. Это тема для серьёзного изучения. Как не ошибиться, кто такой истинный духовный учитель, какие должны быть у него качества характера? Если этот выбор сделан правильно, тогда уже учитель сам даст Вам мантру и правила для медитации. Без гуру не надо «выбирать» мантру. Это не побрякушки в магазине и не мода.  Конечно, обусловленная душа может и сама молиться, своими словами, но зачастую мы даже не знаем, чего нужно просить у Бога, чего хотеть, на чём сосредоточиться. Мы просим всякую ерунду, желаем временных вещей, глупостей. Поэтому гораздо лучше повторять молитвы освобождённых душ, святых, достигших общения с Богом. Это есть во всех традициях. Это более верный и безопасный путь.

- Когда лучше практиковать мантра-медитацию?

- Во многих духовных школах говорится: «Молитесь непрестанно». Это же наставление мы находим в христианстве. Поэтому на вопрос: «Когда практиковать?» - лучший ответ: «Всегда». Но поскольку поначалу мы не способны всегда быть в медитации, нам предлагают некие нормы, регуляции и благоприятные периоды, когда мы можем упражняться, тренироваться. При этом важно помнить цель: медитация или сосредоточение на божественном должны стать моей сутью, моей природой. Мне не нужно ограничивать это только утренними часами или каким-либо другим периодом времени. В конце концов, целостный, духовно развитый человек всегда находится в чистом, молитвенном состоянии, трудится ли он, отдыхает или спит. Его сердце всегда чисто. Он в мантре. «Манас траяте» - очищает сознание. В этом мире чистоту постоянно нужно поддерживать. Пыль накапливается сама, поэтому всегда нужно следить за чистотой, протирать пол, окна. То же самое с сознанием.

- Вы говорите, что мантру нужно получить от духовного учителя. А если человек еще не выбрал учителя, но начал интересоваться этой темой. Нет ли вреда в том, что он слушает разные мантры разных исполнителей, сам их иногда пропевая, потому что они ему нравятся? 

- Смотря что считать вредом. Нам нужно понять базовые принципы духовной жизни, только тогда мы можем начать ориентироваться в том, что с нами происходит. Получаем мы благо и какое, или вред и какой? Базовое знание описано в Бхагавад-гите и других книгах и гласит, что мы не являемся телом, и то, что нравится чувствам тела и нашему материальному уму - далеко не всегда благо для души, а то, что благо для души, не всегда нравится чувствам и уму. Например, дисциплина. Поэтому во всех духовных школах и даже в любых серьёзных материальных школах есть процесс установления дисциплины, порядка. Это особенно в начале очень важно. Сейчас это не пропагандируется широко в силу различных причин. Хотя это не потеряло своей актуальности. Как это относится к теме мантр? Многие мантры и исполнители могут нравиться чувствам и уму, однако мы должны понять, что, во-первых, не все мантры авторитетны сейчас, а во-вторых, не все исполнители принесут духовное благо. В общем, не всё то золото, что блестит. Я никого и ни от чего не отговариваю, просто пытаюсь настроить читателей на серьёзный лад. Нужно изучать духовную науку, отнестись к этому серьёзно. Ставка - жизнь, а возможно, и не одна.

 

 

 



Другие материалы по теме Природа звука:
Автор материала: Ольга Дышель

Журналист, фотограф, вольный путешественник.

Cоорганизатор клуба "Благость" доктора Торсунова (Кунгур, Тель-Авив).

Понравилось? Поделись с друзьями -
Подпишитесь на обновления журнала «ВЕДЫ»

Коментарии (1)
  • - Введите ваше Имя
  • 27 Января 2016
    forangel.org
    Дорогие друзья. Рад приветствовать вас на этом блоге. Дорогой администратор. Мне очень нравиться то, что вы делаете. Спасибо вам за ваше творчество. Меня зовут Александр Фиалковский. Я доброволец, помогающий многим людям безвозмездно. Я прошу вас войти в мое положение и не удалять это сообщение. Я разрабатываю некоммерческий блог на тему саморазвития, который может помочь всем мужчинам и женщинам. Моя цель донести до всех читателей как он может изменить свою жизнь и стать счастливым. Я обращаюсь сюда, потому что не знаю куда мне еще обратиться. Мне очень нужен человек, который сможет помочь в работе с контентом. Напишите мне на Email: work.angelss@gmail.com или в ответ на этот комментарий
    ќтветить