Наверх

БЕСПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИЯ АЮРВЕДИЧЕСКИХ РЕЦЕПТОВ
  • ПРЯНОСТИ И СПЕЦИИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ КУЛИНАРИИ

ПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • Питание в благости, Теория и практика Аюрведической кулинарии

КРУПИЦЫ МУДРОСТИ
  • Одно и то же сознание стало телом, умом, интеллектом, эмоциями, эго и нашим Я. Все, что есть в вас, создано из одного и того же сознания - точно так же как каждая волна содержит в себе только воду и ничего, кроме воды.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Как только в жизни вы становитесь жесткими - вы получаете шлепок! Проблемы, которые возникают в вашей жизни - это способ смягчить любую вашу жесткость, выравнять ее в вас. Становитесь мягче, улыбайтесь.

  • Шри Шри Рави Шанкар
  • Обвиняя людей или ситуации - вы обвиняете Бога.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.

    Будда
  • Время — великий учитель. Беда в том, что оно убивает своих учеников.

    Будда
  • Всё, что мы есть — это результат наших собственных мыслей.

    Будда
  • Ты будешь наказан не за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом.

    Будда
  • Зло всегда возвращается к вам, как тончайшая пыль брошенная против ветра.

    Будда
  • Все счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим. Все страдание, которое есть в мире, происходит от желания. счастья себе.

    Шантидева
  • Я буду чувствовать себя хорошо, думая о хорошем в тебе, ты можешь чувствовать себя плохо, думая о плохом во мне.

    Махариши Махеш Йоги
  • Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.

    Далай Лама
  • Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.

    Ганди
  • Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

    Далай Лама
  • Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.

    Ганди
  • Если у вас есть деньги и вы раздаете их людям, конечно, их у вас будет меньше. Это обыкновенная экономика. Но если у вас есть безмолвие, покой, любовь, радость, восторг — раздайте их и посмотрите, что случится. Чем больше вы раздаете это, тем больше существование изливает это в вас.

    Ошо
  • Я против насилия. Потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.

    Ганди
Мы то, что мы едим, или Как правильно относиться к еде
Дата: 09 Июля 2014 г. / Просмотров: 7283

"Еда" – набрала это слово в поисковике и не получила ничего, кроме диет и рецептов. Говорит ли это о том, что в большинстве своём люди даже не задумываются, что посылают в рот, лишь бы вкусно было?  Максимум, мамы могут сказать малышу: "Будешь мало есть –  сил не останется ни на что". Действительно, еда –  это сила, и не только физическая, но и энергетическая. Еда – это энергия. И каждый раз, употребляя различную пищу, мы употребляем внутрь её энергию, которая взаимодействует с нашей  энергией , меняя её тем или иным образом. 

Так, например, согласно древней науке о жизни Аюрведе, мясо является очень опасным продуктом. При его употреблении в пищу, возрастает энергия насилия. И она должна куда-то выходить. Веды говорят, что на планете не было бы войн, если бы мы не убивали животных.

Но этот материал не о вреде мясоедения и не пропаганда вегетарианства каждый должен выбирать для себя сам. Я хочу поговорить об отношении к пище, о нашем с Вами отношении к тому, что мы едим, и принцип ненасилия как основа вегетарианства очень важен при этом.

Хочу обратиться к различным мировым культурам с  вопросом об отношении к еде как таковой и к процессу приёма пищи.

Ислам

В Исламе считается, что одним из самых великих дарований человеку, является еда и вода. Существование без них немыслимо, и поэтому уделяется большое внимание приёму пищи. Есть этикет приёма пищи, описанный в Коране.

Во-первых, мытьё рук перед едой. Это не только гигиена, но и завещание Пророка.
Нужно садиться принимать пищу в позу "ифтираш" (в переводе – расстилание). Это поза  молящегося, и так проявляется уважение к Аллаху и преданность ему. После этого вспоминаются Святые Имена Господа, и пища принимается правой рукой, не вкушают чрезмерно горячее, так как такая пища лишена благодати.  Если кусочек еды падает, его очищают и съедают. К пище нужно относиться бережно и не оставлять её остатков в тарелке, именно потому что Господь благословил эту пищу и она может являться лекарством для нас. Остатки пищи нужно раздавать бедным или нуждающимся, а не выбрасывать её.

Пророк сказал:

"Растворяйте (съеденную) пищу упоминанием Аллаха и намазом, не ложитесь спать после еды (на полный желудок), иначе сердца ваши будут черстветь".


Так же желательно мыть руки после принятия пищи и полоскать рот.

"Всевышний бывает доволен рабом, который принимает пищу и восхваляет Аллаха за это, выпивает напиток и восхваляет Аллаха за это", – говорится в одном из хадисов (предании о словах и действиях пророка Мухамеда).

Мусульмане считают такие действия пророка примером для себя.

Христианство

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн дают такое указание: «Хорошо и мирским людям, приступая к пище, благословлять Бога, ибо памятью о Боге освящается пища... употреблению пищи, питья и сна да предшествует благодарение».

У первых христиан вкушение пищи (так называемые «агапы» — вечери любви) следовало непосредственно за богослужением и совершалось в притворе храма. Агапы не только начинались и кончались молитвословиями, но и сопровождались пением псалмов.

Как известно, в монастырях трапеза соединяется с духовным чтением, чаще всего из житий святых. Здесь  приём  телесной  пищи сопровождается приёмом пищи духовной.


Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, священник Павел Флоренский так говорил про её отношение к пище:

«Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит «вкушать», что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, ни даже едят пищу, а «лопают» химические вещества. Совершается лишь животная, голая «физиологическая функция», мучительно стыдная; и «функцией» этой брезгуют, её стыдятся. Стыдятся и делают; вот почему интеллигент цинично ест, с вызовом, с оскорблением стыдливости своей и чужой. Нет на свете спокойствия и мира, а есть смятение и тяжесть: первый признак безблагодатной души, неблагодарной к жизни, отвергающей бесценный дар Божий, горделиво желающей всё бытие перестраивать по-своему».

Мудрый пастырь отец Иоанн С. пишет:

«На принятие пищи обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и питья, от качества и количества их зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность… С голоду не налегай сильно на пищу — обременишь и сердце, и тело. Без жадности, тихо кушай с размышлением во славу Божию, помня о Боге Питателе. Диавол через плоть нашу и вообще через вещественность действует на нас ко вреду нашему. Так, через вино, чай, кофе, через лакомства, вообще через деньги, одежду и прочее разжигает наши страсти».

Так же приветствуется и воздержание в еде, и вегетарианство. Как известно, мясо совершенно исключено из пищи иноков. Наиболее  же ревностные из них ограничивают себя только растительной пищей.

Иудаизм

В свете описанных выше фактов так понятной становится очень древняя история о четырех отроках еврейских — вавилонских пленниках Данииле, Анании, Мисаиле и Аварии. Читаем о них в Библии в Книге пророка Даниила (Гл. 1, 8-20):

«Даниил положил в сердце своём не оскверняться яствами со стола царского и вином... и потому просил начальника евнухов о том... И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. Тогда сказал Даниил: “Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь”.

Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами...

И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны... И во всяком деле мудрого уразумения, о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его».


Несмотря на то, что в Ветхом Завете, фундаменте иудаизма, содержатся некоторые предписания по поводу мясоедения, очевидно, что идеальный вариант — это вегетарианство. В книге Бытия сам Бог провозглашает: “…вот, я вам дал всякую траву сеющую, которая есть на всей земле и всякое дерево, у которого плод будет древесный, сеющий семя: вам сие будут в пишу”. (1.29).

Что же говорят нам по этому поводу Ведические писания?

В «Бхагавад-Гите» Господь Кришна говорит:

«Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью (аскезу) ни совершал, делай это, о сын Кунти [Арджуна] как подношение Мне» (Бг., 9.27).

Там же Он говорит, что человек должен есть только то, что было сначала поднесено Ему. Итак, поднесение пищи Богу – это неотъемлемая часть жизни разумного человека.

Господь также описывает разные виды подношений, которые Он принимает: «Если человек предложит Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или воду, Я приму это» (Бг, 9.26).

Так же есть в Ведах и инструкции непосредственно к приёму пищи:

  • Нельзя принимать пищу стоя и лежа (энергия пищи не усваивается), из разбитой посуды и в нечистом месте (оскверняется пища и сознание). Нельзя есть левой рукой (пища становится ядом); в нижнем белье (неуважение к процессу); есть то, что лежало на стуле (осквернение).
  • Остатки пищи предлагаются корове или козлу, птицам, огню, воде, духам, закапываются в землю.
  • Принимая пищу лицом на восток, человек обретает долголетие, на запад – богатство, на север – правдивость, на юг – славу.
  • Идеальный приём пищи: сидя на полу (связь с землей), со скрещенными ногами (энергия пищи не уходит в землю). Есть правой рукой без использования вилки, ножа и ложки (они разрезают поле человека). Если есть просто рукой, рецепторы на кончиках пальцев подают информацию в мозг и желудок, что надо выделять для переваривания именно этой пищи.

Что же это значит? К чему все эти правила?

Веды говорят, что самым необузданным из всех чувств является язык. Он может привести человека в ад, привлекаясь к вкусным блюдам.


Чувственное наслаждение языка – это животная жизнь. Мы должны быть духовными, так как мы не есть это тело. Нельзя идти на поводу у языка, ведущего нас в ад. Чем меньше человек находится в зависимости от его удовлетворения, тем более духовно его сознание.

Как же контролировать язык? Каков метод обуздания чувств?

В духовной диетологии пища делится на приготовленную для себя любимого (бхога) и приготовленную для вселюбящего Бога (прасад). Поэтому она подразделяется не только на разные типы используемых продуктов, но и на разные типы мотивов, с которыми она готовится. Обычно люди думают, что освященная пища – это пища, которую освятили на алтаре, но алтарь воспринимают, как алтарь грубый, состоящий из дерева или камня, и подношение на этом алтаре, как ритуалику, поэтому это всего лишь часть правды.

В действительности, главный алтарь – это алтарь нашего ума, который соткан из мотивов и желаний. Поэтому первичное освящение пищи происходит на алтаре ума. Если человек готовит с желанием доставить Богу удовольствие, с пониманием, что эти продукты даны ему от Бога с любовью, то такая пища уже фактически является прасадом, освящение которой на «физическом» алтаре уже является простой формальностью, но тоже необходимой. Это и есть бхакти-йога (йога любви).

Даже в обычной жизни человек готовит еду для другого в знак любви и привязанности к нему, и тот ценит не только саму пищу, но и любовь, с которой она приготовлена. Также обстоит дело и с поднесением пищи Господу – это помогает нам развить свою любовь к Нему и преданность Ему.


Таким образом отношение к пище (прасад) в бхакти-йоге имеет очень большое значение. В других системах йоги человек должен искусственно сдерживать свои чувства, тогда как в бхакти-йоге он может занимать их разнообразной, приносящей удовлетворение духовной деятельностью. Благодаря такой деятельности чувства постепенно одухотворяются, и их начинают привлекать духовные вкусы, далеко превосходящие те, что доступны нам в материальной жизни.

Вот такой вот краткий экскурс в культуру приёма пищи. Как оказалось, во все времена и у различных народов это был и есть не просто способ удовлетворения своего желудка, а выстраивание отношений с Высшей Личностью Бога, способ ещё раз поблагодарить Его за то, что мы имеем.

Как Вам такой расклад, мои дорогие? Теперь у Вас есть выбор в том,  каким образом относиться к, казалось бы, такому повседневному и обыденному явлению в нашей жизни, как еда. Желаю Вам удачи на этом поприще. Готовьте с любовью, вкушайте с благодарностью, и многое в Вашей жизни изменится.

Простые правила

  • Перед приготовлением пищи приведите в порядок кухню, протрите плиту, соберите волосы и наденьте чистый фартук;
  • Помойте руки, прополищите рот;
  • Готовьте с любовью, посылая положительные вибрации по отношению к пище, никогда не сквернословьте на кухне и не позволяйте другим обсуждать что-то во время вашего блюдотворчества;
  • Не пробуйте кушайте во время приготовления и не пробуйте еду на вкус;
  • Когда еда приготовиться, можете предложить её Богу в той форме, которая вам приятна;
  • Перед вкушением поблагодарите Божественное или помолитесь;
  • Вкушайте в спокойной обстанове, в тишине, осознанно, не разговаривая и не смотря при этом телевизор;
  • Вкушайте правой рукой, сидеть лучше всего на полу со скрещенными ногами или в молитвенной позе;
  • После того, как вы покушали, помойте руки и прополощите рот.

Для иллюстрации материала использованы фотографии Артёма Феофанова.

Копирование снимков без разрешения автора запрещено.

Другие материалы по теме Питание в благости:
Автор материала: Гелена Войтовская

Мечтательница, одна из обусловленных душ, желающая обрести вечное счастье.

Хочу видеть улыбки на лицах людей, даря, по возможности, радость.

Понравилось? Поделись с друзьями -
Подпишитесь на обновления журнала «ВЕДЫ»

Коментарии (0)
  • - Введите ваше Имя