Наверх



ПОНРАВИЛСЯ САЙТ?

Внесите вклад в его развитие

Пожертвовав любую сумму на один из кошельков:

410011168193227
R171946684365
9233607070

Деньги пойдут на оплату серверов, зарплату авторам уроков и на развитие сайта.

В примечании к платежу укажите Ваш Email или Имя.

Администрация сайта.



БЕСПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИЯ АЮРВЕДИЧЕСКИХ РЕЦЕПТОВ
  • ПРЯНОСТИ И СПЕЦИИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ КУЛИНАРИИ

ПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • Питание в благости, Теория и практика Аюрведической кулинарии



МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ



КРУПИЦЫ МУДРОСТИ
  • Одно и то же сознание стало телом, умом, интеллектом, эмоциями, эго и нашим Я. Все, что есть в вас, создано из одного и того же сознания - точно так же как каждая волна содержит в себе только воду и ничего, кроме воды.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Как только в жизни вы становитесь жесткими - вы получаете шлепок! Проблемы, которые возникают в вашей жизни - это способ смягчить любую вашу жесткость, выравнять ее в вас. Становитесь мягче, улыбайтесь.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Обвиняя людей или ситуации - вы обвиняете Бога.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.

    Будда
  • Время — великий учитель. Беда в том, что оно убивает своих учеников.

    Будда
  • Всё, что мы есть — это результат наших собственных мыслей.

    Будда
  • Ты будешь наказан не за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом.

    Будда
  • Зло всегда возвращается к вам, как тончайшая пыль брошенная против ветра.

    Будда
  • Все счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим. Все страдание, которое есть в мире, происходит от желания. счастья себе.

    Шантидева
  • Я буду чувствовать себя хорошо, думая о хорошем в тебе, ты можешь чувствовать себя плохо, думая о плохом во мне.

    Махариши Махеш Йоги
  • Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.

    Далай Лама
  • Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.

    Ганди
  • Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

    Далай Лама
  • Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.

    Ганди
  • Если у вас есть деньги и вы раздаете их людям, конечно, их у вас будет меньше. Это обыкновенная экономика. Но если у вас есть безмолвие, покой, любовь, радость, восторг — раздайте их и посмотрите, что случится. Чем больше вы раздаете это, тем больше существование изливает это в вас.

    Ошо
  • Я против насилия. Потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.

    Ганди
Почему в древности говорили стихами?
Дата: 06 Апреля 2014 г. / Просмотров: 6371

Большинство древних текстов записано в поэтичной форме.  Знания раньше передавались через песни. В чем сила поэзии?

Перед тем, как рассматривать тему поэзии, необходимо ответить себе, в чём цель жизни. Универсальная цель — счастье. Каждый, в зависимости от своего уровня развития, по-разному понимает, что такое счастье. Есть чувственное счастье:

Растёт камыш среди реки, он зелен, прям и тонок.

Я в жизни лучшие деньки провел среди девчонок. (Роберт Бёрнс)

Есть счастье на уровне ума, когда, например, мы вспоминаем приятный вечер с любимым человеком или фантазируем, мечтаем о чём-то прекрасном. Это близко к чувственному счастью, поскольку связано с чувственным опытом.

Я встретил Вас, и всё былое в отжившем сердце ожило,

я вспомнил время золотое, и сердцу стало так светло...

Есть счастье от достижения цели, когда человек покоряет вершину, добивается результата в работе, учёбе или спорте.

 Трибуны дружно начали смеяться -

 Но пыл мой от насмешек не ослаб:

 Разбег, толчок, полет... И два двенадцать -

 Теперь уже мой пройденный этап!

(В.Высоцкий Песенка прыгуна в высоту)

И есть счастье от постижения своей сущности или от служения Богу.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи. (А. С. Пушкин)

Конечно, приведённые примеры не совсем точны, но мысль, я думаю, ясна.

Поэзия может сосредотачивать наше внимание на разных уровнях бытия. Она либо описывает чувственную жизнь, либо мечты или воспоминания о ней. Она может вдохновлять на достижение целей, а также на самоосознание и бескорыстное служение Богу и людям. Как и любое искусство поэзия влияет на разум, который тесно связан с целями человека. К чему стремиться, о чём помнить, - всё это важнейшие функции разума. Картины, стихи, песни, скульптуры, - это способы запечатлеть в нашей памяти нечто, что будет руководить нашей жизнью, давать нам энтузиазм, вдохновение или лишать его. Если говорить языком техническим, это способ вложить в наш разум определённые программы поведения.

Поэзия основана на повторении определённых языковых структур. Это называют ритмом. Конечно, это не единственная черта поэтической речи, но ритм в поэзии очень важен. Для чего он нужен? Есть русская пословица «Повторенье — мать ученья». Ритмическая, то есть повторяющаяся словесная структура помогает сознательно или бессознательно запоминать большие объёмы текста. Всем, наверное, знакомо — легче запомнить стих, чем прозаический отрывок. Поэтому многие древние священные тексты, предназначенные для формирования важнейших поведенческих шаблонов человека, были записаны с использованием поэтической формы. Упанишады, Пураны, Махабхарата, Коран, - во всех этих случаях мы видим примеры возвышенной поэзии, подчас не имеющей себе аналогов по красоте слога и глубине мысли. Если добавить к поэтическому изложению мелодию, эмоциональное воздействие и запоминание усиливаются  в несколько раз. Песни иногда вообще учить не нужно — они как будто сами запоминаются. Бывает другая проблема — как забыть «навязшую на зубах» песенку.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что поэзия и песни — одно из самых сильных средств формирования впечатлений, хранящихся затем в нашей памяти и влияющих на нашу жизнь.

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!» Это известное изречение и, как Вы понимаете, я помню его потому, что оно написано в поэтической форме.

В последнее время доводится часто слышать очень верную трактовку термина «образование». Формирование образов. Что же такое образ? Одно из значений — образец для подражания. А впечатление — это то, что впечатывается в сознание. Искусство впечатывает в наши сердца образцы для подражания. Есть искусство, которое впечатывает в сердце безобразие. Творческие люди — одни из главных воспитателей общества, наряду с родителями, духовенством и правителями. Они делают это естественно, часто в игровой форме, красиво и привлекательно.

Наверное, многие люди задавались вопросом, почему среди творческих людей так много личностей с ярко выраженными психологическими проблемами, пьющих, употребляющих наркотики, страдающих от разных отклонений? Один из множества ответов на этот вопрос состоит в том, что люди искусства несут огромную кармическую ответственность за любое неверно сказанное слово, неверно сформированный образ и за свой личный пример поведения. Ведь на них смотрят, как на образец сотни, тысячи, а порой и миллионы людей. Давая  своим слушателям, читателям и зрителям неправильное «питание», низкие образы, эти люди частично берут на себя груз чужих судеб, которые они помогли сформировать не лучшим образом. Это, конечно, лишь одна из причин, однако она довольно существенна.  Некоторые известные поэты явили своей жизнью очень противоречивый пример, некоторые погибли очень рано, не справившись с ударами судьбы. Однако, несмотря на это истинный поэт всегда может оставаться глашатаем Любви и послом неба. «Веленью божию, о Муза, будь послушна», - писал Пушкин. Или ещё:

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей."

В своих лучших образцах великие поэты давали людям мудрость, свет любви и вдохновения. Даже если они порой говорили о себе как об атеистах (как например Булат Окуджава), на деле они пытались создать соответствующее времени и месту Евангелие любви и доброты, продолжали своими средствами миссию предшествовавших им пророков и учителей, не всегда успешно, иногда нелепо и грустно, однако и сама попытка порой подвиг, особенно если человек живёт в условиях господства идеологии материализма, которая в нашу эпоху распространена очень сильно даже в так называемом «религиозном мире».

«А ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.

А чего с ней церемониться, чего её беречь...

А душа, уж это точно, ежели опалена, -

справедливей, милосерднее и праведней она».

(Окуджава, «Музыкант»)

Еду в поезде. Звучит популярный шлягер «Расскажи, расскажи, чё те надо, чё те надо, может дам, может дам, чё ты хошь».  Вот программа поведения, написанная неким «поэтом». А можно вспомнить другую песню: «С любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться». Другая программа, другой сценарий, другая судьба. Небо и земля. Кто что выберет, тот так и проживёт.

В Шримад-Бхагаватам, древнем пураническом тексте, сказано, что в наш век, называемый эпохой вражды и лицемерия, последней опорой нравственности будет честность. И, может быть, за честность мы до сей поры любим некоторых поэтов, за отсутствие лицемерия и ханжества. Если вернуться к Пушкину, то он до сих пор популярен в том числе благодаря своей непосредственности:

Я вас люблю, хоть и бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам...

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно,- я зеваю;

При вас мне грустно,- я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Честно. Не каждый способен так открывать своё сердце и говорить, что чувствует на самом деле. Тем более делать это красиво и возвышенно,  попутно в нескольких строчках раскрывая психологию обмана:

Алина! сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!...

Я сам обманываться рад!

Как раскрывает творческий потенциал человека поэзия?

Стихи — штука заразная. Почитаешь Есенина или Цветаеву и вдруг сам  начинаешь писать. Медитация на личность — способ перенять её качества. Погружаясь в творчество человека, перенимаешь часть его настроения, его таланта. И вдруг, заразившись возвышенным слогом, хочется повторить за Пастернаком:

Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности протекших дней, до их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

…..

О, если бы я только мог хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк о свойствах страсти.....

Я вывел бы ее закон, её начало, и повторял её имен Инициалы.

Эти стихи перекликаются (опять же) с Пуранами, где говорится, что в страсти есть тонкая нить к духовной реальности — возвышенные сентименты. Чувства, влекущие душу ввысь — от мира плоти, заражённой эгоизмом и похотью, к другому миру, с другими образцами и образами.

Сегодня мало кто читает, тем более стихи. Вряд ли можно заставить себя механически любить поэзию. К тому же такую разную. Можно заразиться хорошими стихами. Если повезёт. Можно заразиться личностью поэта. Тогда всё произойдёт само собой. «Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь". Я помню, как в юности, когда я был участником одной музыкальной группы, мы искали тексты для песен в сборниках русской поэзии. Скажу честно, от многих стихов становилось тоскливо. Не помогали ни известные имена авторов, ни качество глянцевых обложек. Но некоторые стихи ложились на сердце даже если это был малоизвестный автор в самиздатовском переплёте.  И, конечно, у каждого он свой — любимый поэт.

Поэзия сравнима с медитацией. Если автор понравился, и мы о нём думаем, перебираем в уме знакомые строчки — это уже медитация, сосредоточение внимания. Так мы начинаем перенимать качества личности. Этого достаточно. Мы уже «инфицировались». Многие замечали, что, начитавшись Пушкина, начинаешь писать в его стиле. С другими авторами то же самое бывает. Никаких особых техник здесь не нужно. В Ведах говорится, что мы перенимаем качества тех, с кем спорим, кому служим, о ком думаем и за кем доедаем пищу. Поэтому просто читая или слушая любимого автора, мы начинаем, пусть даже чуть-чуть, походить на него.

Конечно, порыв писать может прийти и без этого. Иногда чтение поэзии или слушание прекрасной музыки даёт толчок. Если же Муза уже постучалась, то её лучше впустить. Лягут стихи в стол или нет — там видно будет. Настоящий талант — проявление божественной красоты. Если талант утаивать или, как говорят, «закапывать в землю», это не принесёт человеку удачи. В какой степени делать его проявления публичными, это наша ответственность перед Богом. Гоголь сжёг часть своих сочинений. Возможно, опасался последствий, неправильного восприятия обществом. Можно его понять.

Время оценит то, что мы делаем. Важны нравственные ориентиры, критерии. В конце концов, не поэт мерило Истины. Истина измеряет ценность его поэзии. Бог эталон красоты. Не мы наблюдаем за Богом, это Он наблюдает за нами. Для нас важно научиться сверять и оценивать наше творчество по Его критериям.  Древние тексты прямо говорят:

          По мненью мудрецов, святых людей,

          слова, не прославляющие Бога,

          который светоч для вселенной всей,

          подобны месту, где отбросов много.

          Они — лишь свалка из гниющих тем,

          оставленных воронам на съеденье.

          Но те, кто свят, не любят их совсем.

          Им ведомо иное наслажденье.

                              Шримад-Бхагаватам 1.5.10.

          О добрая душа, теперь изволь

          деянья Всемогущего прославить,

          чтоб радость сердцу мудрецов доставить

          и в жизни всех людей уменьшить боль.

          Они от мук страдают день и ночь,

          и нет иного средства им помочь.

                             Шримад-Бхагаватам 1.5.40.

Полагаю, это хорошая тема для размышлений. Если наставления Вед, духовного учителя и святых людей станут основой нашего творческого кредо, жизнь, несомненно, изменится к лучшему.

Другие материалы по теме Природа звука:
Автор материала: Ярослав Климанов

Художник, поэт, музыкант, преподаватель изобразительного искусства, автор книг о духовной культуре, автор семинара «Магия звука».

Понравилось? Поделись с друзьями -
Подпишитесь на обновления журнала «ВЕДЫ»

Коментарии (1)
  • - Введите ваше Имя
  • 11 Апреля 2014
    Оксана
    Спасибо за замечательную статью, которая и сама под стать поэзии!!!
    Ответить