Наверх



БЕСПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИЯ АЮРВЕДИЧЕСКИХ РЕЦЕПТОВ
  • ПРЯНОСТИ И СПЕЦИИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ КУЛИНАРИИ


МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ



Тонкие формы звука

Дата: 17 Марта 2014 г. / Просмотров: 6809

Мы живём в звуке, как рыба — в воде. Рыба привыкла к воде. Мы привыкли к звуку. Мы не понимаем, что это — чудо, что это — божественная, удивительная энергия. С помощью звука можно лечить, определять уровень здоровья человека, духовно развиваться, наконец.  

Помимо проявленного физического звука, существуют его тонкие формы на ментальном, интеллектуальном и духовных планах реальности. Первоначально, постигнуть этот факт сложно. Но мы с вами попробуем разобраться.

Итак, в Риг-веде говорится, что помимо проявленного звука, например, звука речи, есть ещё три вида так называемого непроявленного звука.

Мадхйама – звук ума

Первый уровень непроявленного звука, называемый на санскрите «мадхйама», или «средний» звук. Он соответствует в нашей психике уровню ума, отвечающему за чувственное восприятие, принятие приятного для чувств и отвержение неприятного. То есть ум тесно связан с чувствами. Кроме того, одна из функций ума — думать или мыслить. И порой, а лучше сказать, почти постоянно, мы «слышим» в уме свои или даже чужие мысли. Это тоже звук согласно Риг-веде. В театре это называется «подтекст».

Проявленный звук — это «текст». Часто они не соответствуют друг другу. Мы говорим одно, а подразумеваем в подтексте другое. Часто подтекст очень ярко «звучит». На этом построено много шуток, анекдотов, это явление противоречия текста и подтекста мы наблюдаем в жизни постоянно. Например, мы говорим человеку: «Ты — красавчик!» Этот текст можно интерпретировать самыми разными способами. Подтекст может быть аналогичным проявленному посланию. В этом случае мы говорим, что фраза произнесена искренне, правдиво. Но если подтекст меняется, то человек может услышать, что с помощью той же фразы его оскорбили, или намекнули, что он не вполне опрятен.

В Библии говорится: «Ваши мысли ГРЕМЯТ на небесах». То есть жителям других реальностей очень хорошо слышно, что мы думаем, наши мысли звучат для них очень громко. Мы тоже, как правило, достаточно ясно способны слышать подтекст или звук мыслей. Если поразмышлять, мы придём к выводу, что этот звук даже более важен, чем проявленная речь. В целом, мы уделяем большее внимание именно подтексту, который влияет на наши интонации, темп и даже громкость речи. Он несёт главную смысловую нагрузку, формирует сценарии общения.

Пашйанти – звук разума

Далее можно немного поговорить о следующем, ещё более тонком уровне звука, называемом «пашйанти». Этот звук соответствует уровню разума, той области психики, которая отвечает за различение полезного и вредного, за постановку и  достижение целей. Разум тесно связан с образами. Когда мы ставим цель, в разуме мы начинаем видеть её, но не с помощью глаз. Это внутреннее видение. Например, если я хочу купить машину, я начинаю представлять, какую: джип, седан, какой марки, какого цвета. Возникает некий образ. Это происходит с любой целью.


Итак, цель порождает образ, и наоборот — образ может стать целью. На этом основана реклама. Нам показывают картинки, предполагая, что они могут стать нашей целью, и, в итоге, мы купим рекламируемый товар. Так вот этот тонкий образ, существующий в разуме и транслируемый через речь, музыку или изображение, в Ведах также считается звуком, который обязательно проникает в предыдущие, более грубые формы звука и окрашивает их, наполняет тонким содержанием. Например, мы слушаем какое-нибудь радио, к примеру «Европу+». Там часто звучат англоязычные песни, а мы, например, недостаточно хорошо знаем английский, чтобы понять проявленную речь. Кажется, что мы абсолютно ничего не понимаем. Но на уровне образов мы будем бессознательно «считывать», о чём поёт тот или иной исполнитель. Это также справедливо и для инструментальной музыки, где нет слов. Мы слушаем композицию, и вдруг начинаем чувствовать грусть, думать об осени или о море, о любимом человеке. Какая структура в музыке передаёт нам образ? В терминах йоги — это разум исполнителя транслирует нам определённые картины и настроения с помощью звука «пашйанти», который как бы вмонтирован в проявленный звук. Очень важно, кто и с каким настроением играет композицию. Одно и то же произведение звучит «в разных руках» по-разному.


В чем секрет? Ведь ноты те же самые. Секрет — в разуме исполнителя. Он транслирует другой тонкий звук, другие образы. Это очень могучее средство воздействия. В советское время, если не ошибаюсь, в 1981 году один из руководителей КГБ СССР признался, что у советской системы два очень серьёзных врага. Это рок-н-ролл и движение Харе Кришна. Он назвал два явления, целиком основанные на звуке. Казалось бы, чего бояться людей, поющих песенки на незнакомом языке. Но в спецслужбах прекрасно понимают, что песенки несут за собой образы, а образы меняют жизненные цели, в итоге, целый народ может перестать верить в ценности коммунизма или любой другой мировоззренческой системы. СССР был разрушен в том числе с помощью музыки, которую транслировали западные «голоса».

Пара – звук желаний души

Ещё более тонкий уровень звука «пара», духовный звук. Это звук желаний, самый сокровенный звук. Чего хочет душа, сама личность? Она в целом хочет либо любить, либо эксплуатировать, либо служить, либо потреблять удовольствия. Если мы полны любви, сильно хотим служить Богу и всем вокруг, тогда наш голос, музыку, которую мы исполняем, можно будет назвать по-настоящему одухотворёнными. Если мы потребители, то, даже исполняя духовную классику, мы будем заражать её духом потребительства, и это будет ощущаться. По крайней мере, ценители сразу это услышат.

Звуковые манипуляции

Стоит в этой же теме коснуться того факта, что звук может программировать нашу жизнь. К сожалению, часто мы живём бессознательно и не понимаем, как с помощью звука формируется наше мировоззрение, наши цели и ценности.

Как влияет звук на человека? Вроде бы звук попадает в уши, но в действительности звук влияет на наш разум, который порой называют ближайшим соседом души. Разум в нашей психике отвечает за различение духа и материи, полезного и вредного для достижения целей и собственно за целеполагание, определение наших целей и путей их достижения. Поэтому все практики направлены прежде всего на разум. Если сбить прицел, стрелок никогда не попадёт в мишень. Если разум неправильно настроен, человек не достигает своей высшей цели. А разум управляется звуком. Поэтому в рекламе почти всегда используется звук или образы, влияющие на разум. Звук — могучее оружие, в том числе в деле манипуляций человеческим сознанием.


Чтобы перестать быть объектом звуковой манипуляции, жизненно важно стать осознанными. Иначе нас будут использовать, и, к сожалению, часто это будут делать не те, кто нас любит, а проходимцы и негодяи всех мастей. Мы — всегда объект чьих-то воздействий. Все влияют друг на друга. Бог тоже влияет на нас. Но под манипуляциями мы подразумеваем негативное воздействие, мошенничество, порабощение. Если мы не хотим, чтобы на нас влияли святые, Господь Бог, писания, те, кто нас любит, тогда на нас будут влиять проходимцы и мошенники. Но чтобы разобраться, сначала нужно внимательно и осторожно получать знания. Нужно понимать, что если звук передан от Бога через чистую среду бескорыстных наставников и учителей, то он может сформировать в нашем разуме духовные, очень возвышенные цели. Поэтому важно изучать, кого слушать.

Писания рекомендуют слушать осторожно, изучая качества личности, которую мы слышим, и не всем нужно открывать своё сердце. Но если мы нашли совершенную личность, бескорыстного слугу Бога, нам нужно слушать с открытым сердцем, с распахнутым разумом.

 

Другие материалы по теме Природа звука:
Автор материала: Ярослав Климанов

Художник, поэт, музыкант, преподаватель изобразительного искусства, автор книг о духовной культуре, автор семинара «Магия звука».

Понравилось? Поделись с друзьями -
Подпишитесь на обновления журнала «ВЕДЫ»

Коментарии (0)
  • - Введите ваше Имя