Наверх



ПОНРАВИЛСЯ САЙТ?

Внесите вклад в его развитие

Пожертвовав любую сумму на один из кошельков:

410011168193227
R171946684365
9233607070

Деньги пойдут на оплату серверов, зарплату авторам уроков и на развитие сайта.

В примечании к платежу укажите Ваш Email или Имя.

Администрация сайта.



БЕСПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • КОЛЛЕКЦИЯ АЮРВЕДИЧЕСКИХ РЕЦЕПТОВ
  • ПРЯНОСТИ И СПЕЦИИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ КУЛИНАРИИ

ПЛАТНЫЕ ПРОДУКТЫ
  • Питание в благости, Теория и практика Аюрведической кулинарии



МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ



КРУПИЦЫ МУДРОСТИ
  • Одно и то же сознание стало телом, умом, интеллектом, эмоциями, эго и нашим Я. Все, что есть в вас, создано из одного и того же сознания - точно так же как каждая волна содержит в себе только воду и ничего, кроме воды.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Как только в жизни вы становитесь жесткими - вы получаете шлепок! Проблемы, которые возникают в вашей жизни - это способ смягчить любую вашу жесткость, выравнять ее в вас. Становитесь мягче, улыбайтесь.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Обвиняя людей или ситуации - вы обвиняете Бога.

    Шри Шри Рави Шанкар
  • Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.

    Будда
  • Время — великий учитель. Беда в том, что оно убивает своих учеников.

    Будда
  • Всё, что мы есть — это результат наших собственных мыслей.

    Будда
  • Ты будешь наказан не за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом.

    Будда
  • Зло всегда возвращается к вам, как тончайшая пыль брошенная против ветра.

    Будда
  • Все счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим. Все страдание, которое есть в мире, происходит от желания. счастья себе.

    Шантидева
  • Я буду чувствовать себя хорошо, думая о хорошем в тебе, ты можешь чувствовать себя плохо, думая о плохом во мне.

    Махариши Махеш Йоги
  • Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.

    Далай Лама
  • Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.

    Ганди
  • Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

    Далай Лама
  • Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.

    Ганди
  • Если у вас есть деньги и вы раздаете их людям, конечно, их у вас будет меньше. Это обыкновенная экономика. Но если у вас есть безмолвие, покой, любовь, радость, восторг — раздайте их и посмотрите, что случится. Чем больше вы раздаете это, тем больше существование изливает это в вас.

    Ошо
  • Я против насилия. Потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.

    Ганди
Образование от слова Образ
Дата: 14 Августа 2014 г. / Просмотров: 6356

Если мы заглянем в современные справочные издания, информационные ресурсы типа Википедии, а также в словари, то обнаружим, что зачастую трактовка термина "образование" сводится к профессиональному обучению человека, усвоению им багажа знаний и навыков. Употребляется также словосочетание "передача ценностей", однако, как правило, на нём внимание не акцентируется.

Вот для примера часть статьи "Образование" из Википедии:

Иерархичность обучения как вид природосообразного подхода.....

Иерархия (в области научной, инженерной и т. п. карьеры) упрощённо выглядит следующим образом:

начальное образование;

неполное среднее образование;

полное среднее образование;

среднее профессиональное образование;

бакалавриат высшего образования;

магистратура;

аспирантура (ординатура, адьюнктура) (при соискании учёной степени кандидата наук),

докторантура (при соискании учёной степени доктора наук).

дальнейшее профессиональное совершенствование

- конец цитаты.

Как мы видим, в предлагаемой иерархии образование, в целом, описывается как профессиональное обучение.

Критерий образованности по этой шкале - профессионализм, а не качества характера. Если довести подобный подход до крайности, а вернее, до логического завершения, получится, что образованный негодяй для общества важнее, чем не столь образованный порядочный человек. Таким образом, в большей или меньшей степени, в "научном" описании образованности существует подмена критериев качества и успешности.

В то же время само слово "образование" корнем своим имеет слово "образ" (также это очевидно связано с понятием "образец для подражения"). Несомненно, образование и воспитание подрастающего поколения во все времена связано с образами героев, на которых подрастающему поколению предлагается походить. Герой - прежде всего, носитель нравственных качеств, свойств характера.

Герои становятся нравственным эталоном для многих поколений людей. Если эталон возвышенный, то подрастающее поколение будет обладать подобными качествами. Герой всегда должен быть впереди общества в целом по нравственным характеристикам, тогда у людей будет высокий эталон, "высокая планка".

В этой связи интересно проанализировать нравственные  эталоны (образы и образцы для подражания) в разных культурах.

Христианская, исламская, ведическая, буддистская традиции дали много разных эталонов для подражания, суть которых можно обобщить общеизвестными нравственными категориями: милосердие, чистота, доброта, аскетизм, щедрость, целомудрие, смирение, верность, отвага, самоотверженность, правдивость, бескорыстие...

Если мы посмотрим на подход к этой теме в некоторых традиционных культурах, то без труда заметим, что у многих народов даже отрицательные персонажи по некоторым характеристикам были достойны подражания, не говоря уже о положительных героях.

Например, в русских сказках даже Баба Яга и Кащей не были абсолютными персонификациями зла. Они порой могли быть снисходительными, терпеливыми, заботливыми, выполнять обещания, рассказывать главному герою, как их победить и так далее.

В "Махабхарате", древнем индийском эпосе, отрицательные герои - Дурьодхана, Шакуни - обладали знанием священных писаний, следовали кодексу воинов, зачастую были мудры и великодушны к своим рядовым подданным (положительные персонажи этого эпоса стали образцом для подражания сотен поколений).


На этих двух примерах можно видеть, что в традиционной культуре даже отрицательные герои могли учить чему-то хорошему, при этом играя роль антиподов добродетели и оттеняя её, чтобы положительные качества главных героев могли засиять в полную силу. В противоположность этому во многих образчиках современной "западной" культуры образы даже положительных героев весьма усреднены по нравственной шкале.

Большинство главных героев американских фильмов, как правило, страдают от какой-либо зависимости (алкогольной, табачной, сексуальной), бывают неоправданно жестокими к врагу (естественно, ради победы справедливости). Часто (чтобы искусство было ближе к народу) героем делается "середнячок", человек с патологиями, психическими отклонениями, дурными привычками или вообще какой-нибудь Шрэк (в переводе с некоторых европейских языков "Ужас", в общем, Страшилище).

Конечно, чтобы герой воспринимался не совсем тупым и вызывал сострадание и положительные эмоции, он помещается в сложные ситуации, переживает личную драму, конфликт с "мировым злом", мстит обидчикам и похитителям его возлюбленной, при этом по ходу действий он невзначай нарушает все нравственные заповеди и духовные постулаты, но по замыслу создателей подобной продукции мы готовы простить ему это, ведь "на войне как на войне".

К чему это приводит?

Если герой (образец для подражания) обладает подобными качествами, то уровень воспитанности и подлинной образованности населения будет ещё ниже. Таков несложный механизм управления сознанием населения. Последние пятьдесят лет очень ярко показали, что в странах, становившихся импортёрами американского кинематографа, уровень нравственности резко деградировал. Эксперты стран юго-восточной Азии отмечают, что 30 лет господства американского кинематографа сделали с нравами то, чего не могли сделать столетия иностранных завоеваний. Оружие искусства оказалось более эффективным, чем сабли, пулемёты и пушки.

Те же самые процессы происходят в музыке и песенной культуре. Музыка и песни формируют в разуме человека тонкие образы.

Тихон Шевкунов, один из известных христианских проповедников, в одной из бесед привёл простой и очень яркий пример формирования положительного образа через песню. Известный хит советского времени "Огней так много золотых на улицах Саратова" поначалу рисует обыденную картинку любовного треугольника. Девушка любит женатого парня. Однако финал песни становится ярким положительным образцом для подражания. "С любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться". Таков нравственный выбор героини. Люди, которые поют подобные песни, вольно или невольно перенимают этот выбор: пожертвовать своим личным наслаждением для счастья ближнего, другой семьи. Песня построена на духовных принципах и незаметно возвышает сознание до добродетели.

В противоположность этому многие песни формируют эгоистические, безнравственные модели поведения. "Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой", - поёт гламурным голосом персонаж известного мюзикла, и слушатель, вторя красивой мелодии, невольно становится соучастником этой модели мышления и поведения.

Важно также то, что формирование образов происходит независимо от того, понимаем мы вербальную часть послания или нет. Песня может быть спета на другом языке, однако формирование образа происходит в тонких структурах психики, которые выше вербального плана.

Это доказано многочисленными экспериментами, и совсем не случайно спецслужбы СССР занимались фильтрацией музыкальных потоков из-за рубежа. Несомненно, звуковые и визуальные образы могут сформировать в человеке ценности, которые способны разрушить государство. Как говорил Конфуций: "Разрушение всякого государства начинается именно с разрушения его музыки".

В качестве вывода скажу, что тема информационной войны, столь популярная в последнее время, заставляет задуматься о том, что базовые научные знания, связанные с этой тематикой, нуждаются в широком распространении. Образованием занимается каждый человек. Все мы воспитываем, по крайней мере, самих себя, а также своих детей. Необходимо системно развивать в обществе формирование позитивных нравственных образов, возрождать на научной основе национальную героику, а также положительные образы традиционных эпосов других народов.

Духовная основа жизни общества - главнейший приоритет, который стоит выше экономического и военного факторов жизни и определяет стратегический, долговременный успех и процветание многих поколений наших потомков.

 

Другие материалы по теме Точка зрения:
Автор материала: Ярослав Климанов

Художник, поэт, музыкант, преподаватель изобразительного искусства, автор книг о духовной культуре, автор семинара «Магия звука».

Понравилось? Поделись с друзьями -
Подпишитесь на обновления журнала «ВЕДЫ»

Коментарии (0)
  • - Введите ваше Имя